Войти в почту

Наталия Березина и ее коллеги проводят археологические раскопки в Ставропольском крае и исследуют находки предыдущих экспедиций. В проекте по изучению населения Северного Кавказа эпохи Бронзы участвуют ученые из России, Швейцарии и Германии. Ранее исследователи рассказали «Чердаку» о найденных в Ставрополье черепах со следами ритуальной трепанации. Они изучают Бронзовый век — 5−3 тысячелетия до нашей эры — время, когда скотоводство и телеги были еще новшествами. Археологические исследования столь отдаленных времен основываются на изучении захоронений: структур курганов, положения скелетов и тех вещей, которые были захоронены вместе с ними. Антропологи изучают самого человека — скелет, пол, возраст, чем болел, как жил, какие травмы получал. «Наши коллеги из Германии и Швейцарии проводят изотопные исследования костей и зубов, чтобы выяснить, что человек ел: мясо или растительную пищу, и какого рода растения шли в пищу, а также, всегда ли он жил в одной и той же местности», — рассказала Наталия. В Ставрополье находят людей эпохи энеолита, майкопцев, ямников, катакомбников. «Так как это Кавказ, то через него постоянно кто-то куда-то шел со времен Homo erectus, которые вышли из Африки и были обнаружены в Дманиси», — пояснила Наталия. Мужчина, пострадавший в ДТП с телегой, относился к культуре ямников — так их назвали по погребальному обряду: ямники хоронили умерших в ямах, с согнутыми ногами, тела посыпались охрой и засыпались землей. Ямники были степными скотоводами, умели работать с металлом, развитых поселений у них не обнаружено. Откуда ямники пришли в район Кавказа — до конца неясно. Затем часть из них пошла дальше на восток, где они образовали афанасьевскую культуру, а часть — на запад. Их гены сейчас находят в геномах современных европейцев. Погребение возницы на телеге было обнаружено в одном из курганов, составляющих большой могильник. Курган был построен для более древнего майкопца, а затем в готовый курган были вкопаны четыре захоронения ямников, все — с телегами разной степени сохранности. «В то время пересекаются по времени две культуры — майкопская, для которой характерно было захоранивать с людьми быков, которых впрягали в телеги, но сами телеги не клали в погребения. И ямная культура, для которой характерно погребение телег, которые таскали быки, но самих быков в погребениях нет», — отметила ученый. Иногда телеги в погребениях ямников встречаются целиком, хотя чаще всего это только колеса, снятые с телеги и положенные в угол, в то время как человек накрыт «коробкой» телеги. «Телега, о которой идет речь в статье, была целиком красиво поставлена в центр погребения. И что самое интересное, человек был на нее посажен, как в жизни. Потом его засыпали землей, под тяжестью которой его скелет сложился. На данный момент найдено около 280 телег в погребениях и наш возница — единственный, который в ней сидел, такое моделирование ситуации из жизни нам встретилось впервые, поэтому мы осмелились предположить, что его соотечественники таким образом почтили либо его выдающиеся таланты в качестве возницы, либо его способность выжить после всех его переломов», — рассказала Наталия. Заупокойные дары, как ученым известно по письменным источникам, оставшимся, например, со времен древнего Египта, нужны для того, чтобы человек чувствовал себя лучше в загробном мире. Вероятно, ямники хоронили людей с телегами по схожим соображениям. При этом телегу не обязательно хоронили вместе с ее водителем. Иногда в телегу клали младенца, который никак не мог ею управлять. Поэтому исследователи делают вывод, что телега в данном случае — показатель статуса и хоронить ее с человеком нужно было, чтобы он мог сохранить свой статус и в загробной жизни. «Наш скелет был интересен не только своим уникальным положением в погребении, но и своими травмами: мы нашли на нем 33 заживших перелома. Учитывая, что не все кости до нас дошли, их, возможно, было даже больше», — рассказала исследователь. По количеству переломов найденный скелет уникален. У его сородичей обычно встречаются не более 5 переломов. Переломы упавшего с телеги можно сгруппировать по частям тела: голова — переломы костей лица и выбитые передние зубы, корпус — переломы ребер ближе к грудине, позвоночника, ключицы, конечности — переломы костей руки и малой берцовой кости. Также у скелета обнаружен перелом второго шейного позвонка — возница сломал шею и выжил после этого. В наше время такие переломы встречаются довольно часто, а вот на ископаемом материале — нет. Вероятно у него были очень сильные мышцы шеи, которые в буквальном смысле помогали ему не терять голову. После такого количества переломов, у него, естественно, были артриты и артрозы, проблемы с позвоночником из-за компрессионных переломов восьми позвонков нижнего отдела. Но при этом он мог ходить, у него были хорошо развиты мышцы, он остался подвижным и активным человеком, который прожил достаточно долгую для своего времени жизнь — примерно 40 лет. «Мы посмотрели медицинскую статистику — современную и XIX века. Сейчас большую часть переломов такого рода, как были обнаружены у „мужика с телеги“ люди получают в ДТП, только переломы лицевых костей и перелом костей кисти („травма боксера“) он мог получить в драке. А вот многочисленные переломы корпуса и позвоночника могли образоваться, если спину согнуть, а сверху надавить. То есть либо он упал с согнутой спиной на голову, либо ему на плечи упало что-то тяжелое», — рассказала Наталия. Наиболее вероятные сценарии — падение с телеги, возможно, на скорости, либо авария с переворотом этой телеги, которая потом по нему прокатилась, или столкновение с быком, как у современных тореадоров.

33 перелома
© Чердак