Кишечные микробы помогают бороться с гриппом

По оценкам ВОЗ, ежегодные эпидемии сезонного гриппа приводят к 3−5 миллионам случаев тяжелых форм болезни и 250 000−500 000 случаев смертей от неё во всем мире. Кроме того, каждый год появляются опасные мутировавшие штаммы вируса (как южнокорейский вирус гриппа MERS). Флавоноиды, содержащиеся в растениях, отвечают за их защиту от грибов и насекомых. Как показали исследования, в организме человека флавоноиды стимулируют антиоксидантные, защищающие печень и другие благоприятные эффекты. Также флавоноиды стимулируют иммунитет, способствуя усилению синтеза иммунного белка интерферона. В новой работе учёные решили выяснить, как именно флавоноиды помогают иммунной системе бороться с инфекцией. Для этой задачи исследователи взяли лабораторных мышей, у которых после приёма антибиотиков было целенаправленно уменьшено количество бактерий в кишечнике. После введения вируса гриппа у таких мышей с ослабленной микробиотой развивалась тяжёлая форма болезни с воспалением, поражением лёгких и частыми летальными исходами. Вначале учёные провели скрининг (просеивание) человеческих кишечных микробов, чтобы определить тех, которые участвуют в метаболизме флавоноидов. Они идентифицировали один из таких микробов — анаэробную бактерию Clostridium orbiscindens. Эта бактерия расщепляла флавоноиды до метаболита под названием дезаминотирозин (DAT). После этого учёные вводили DAT мышам, заражённых гриппом. И у таких мышей наблюдалось гораздо меньше осложнений, чем у мышей, не получавших DAТ. «Мы показываем, что дезаминотирозин (DAT) защищает от гриппа путем увеличения производства интерферона и уменьшения патологии легких. Конкретный человеческий микроб кишечника, Clostridium orbiscindens, продуцировал DAT, который спасал обработанных антибиотиками мышей, заражённых гриппом» - пишут учёные. По их мнению, применение метаболита DAT может стать альтернативой прививкам, которые не всегда оказываются эффективными в борьбе с сезонным гриппом. Исследование опубликовано в журнале Science. Ранее ученые установили, как сигнал тревоги передается из кишечника в мозг.

Кишечные микробы помогают бороться с гриппом