Генетики проследили эволюцию хромосом млекопитающих за 100 млн лет

Южнокорейские, британские и американские биологи сравнили геномы 19 млекопитающих, занимающих различное положение в филогенетическом древе, пытаясь понять, как хромосомы плацентарных млекопитающих изменялись в ходе эволюции. Результаты их работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Для того, чтобы на основе изученных геномов узнать, как ДНК распределялась на хромосомы, ученые разработали специальную программу, способную реконструировать хромосомы предков современных млекопитающих, основываясь на данных о 19 ныне живущих видах. Таким образом они получили 21 пару хромосом, принадлежащих предкам современных млекопитающих. Ученые обнаружили, что некоторые хромосомы прошли 105 млн лет эволюции неизменными, по крайней мере у орангутанов и людей. Другие хромосомы, напротив, претерпели значительные изменения. Генетики нашли 162 области, в которых участки ДНК могут меняться местами. Как показали результаты исследования, в начале эволюции млекопитающих скорость изменений была относительно постоянной и низкой. Однако примерно 65 млн лет назад скорость генетических изменений резко увеличилась. В результате лишь пять хромосом человека унаследованы нетронутыми, у орангутанов таких восемь, у мышей всего одна. Авторы работы рассчитывают, что знания о том, как изменяются хромосомы в процессе наследования и в каких местах происходит обмен ДНК, помогут при изучении генетических заболеваний и их лечении.

Эволюцию хромосом млекопитающих проследили за 100 млн лет