Ученые МГУ выявили закономерности миниатюризации насекомых

Специалисты МГУ исследовали закономерности миниатюризации насекомых в процессе эволюции, которые в последствии могут быть использованы в робототехнике, работа опубликована в журнале Scientific reports. Как пояснил автор статьи, доктор биологических наук Алексей Полилов, исследователи хотели отследить, как переносят миниатюризацию те или иные органы насекомых. «Мы хотели узнать, что происходит с конструкцией органов при уменьшении размеров тела насекомых от одного сантиметра до десятых долей миллиметра, чтобы понять, что в организме насекомого остается прежним, а что изменяется», — отметил он. Ученые построили более 50 компьютерных реконструкций для 22 видов насекомых, при этом размеры некоторых испытуемых различались более чем в 150 000 раз. Специалисты выяснили, что большинство органов сохраняют пропорции при многократном уменьшении, системы органов — организацию, а некоторые из них даже относительный объем. «Мы показали, что большинство систем органов насекомых демонстрирует колоссальные возможности к масштабированию сохраняя неизменные пропорции при многократных изменениях размеров тела», - добавил Полилов. Ученые отмечают, что пропорционально размерам тела уменьшаются большинство систем, кроме нервной и половой. Они, напротив, демонстрируют увеличение относительного объема. Сотрудники МГУ полагают, что именно эти системы и являются «ограничителем» миниатюризации.

Ученые МГУ выявили закономерности миниатюризации насекомых