Микробиологи узнали, как иммунитет реагирует на червей-паразитов

Ученые из Университета штата Пенсильвания выяснили, как иммунные клетки защищают организм от паразитических червей. Исследование опубликовано в журнале Science. Иммунные клетки под названием макрофаги присутствуют в большинстве органов и тканей. Они играют роль первичной иммунной защиты от патогенов. Макрофаги способны захватывать и переваривать остатки погибших клеток, бактерии и другие чужеродные вещества. Подсчитано, что паразитические черви заражают сотни миллионов людей по всему миру. Гельминты обычно инфицируют кишечную систему, вызывая анемию или плохую усваиваемость питательных веществ. Также эти черви могут заражать и другие органы, например, легкие, мочевые каналы или кровоток, вызывая целый ряд проблем со здоровьем. В своей работе микробиологи изучили аскарид Nippostrongylus Brasiliensis, которые распространяются в легких грызунов, например, крыс. Известно, что в ответ на попадание в организм паразита, противовоспалительный белок интерлейкин-4 активирует макрофаги, которые изгоняют червя и способствуют заживлению легочной ткани. В ходе своего исследования ученые выяснили, что интерлейкин-4 помогает увеличить выработку защитного белка SP-A, который, в свою очередь, активирует макрофаги, убивающие паразита. Исследователи обнаружили, что белок SP-A связывается со специальными рецепторами на поверхности макрофагов. А интерлейкин-4 как раз и регулирует активность этих рецепторов. Чтобы доказать свое предположение, микробиологи ввели крысам антитела, блокирующие активность рецепторов. При этом наблюдалось уменьшение выработки макрофагов против паразита. Этот же эксперимент ученые провели с клетками легких человека: блокирование рецепторов макрофагов приводило к такому же результату. Полученные результаты могут помочь в разработке более эффективных лекарств для борьбы с различными инфекциями.