Амазонка дважды затоплялась морем

Сегодня среди учёных ведутся споры, была ли равнина Западной Амазонии полностью покрыта морскими водами в течении миоцена, длившегося от 23 до 5 млн. лет назад. На сегодняшний день около 80% от амазонского ландшафта занимают леса, где наводнение бывает крайне редко. Оставшиеся 20% - это водно-болотная местность с ежегодно затопляемыми поймами рек и озер. Однако, как говорят учёные, в период миоцена ситуация в Западной Амазонии была совершенно иной, и указывают на это обширные миоценовые отложения. До сегодняшнего дня у учёных было несколько объяснений возникновения осадочных миоценовых пород. Одна из гипотез — миллионы лет Амазонию покрывало неглубокое море или огромное озеро. В новой работе исследователи предоставили новые доказательства, позволившие более точно установить истину в этом вопросе. Они проанализировали возраст, геохимию окаменелостей и условия осадконакопления в природных областях Льянос (Колумбия) и Амазонас/Солимоэс (Бразилия). В осадочных породах, взятых из скважины в районе Льянос обнаружились ламинированные зеленоватые аргиллиты, которые содержат высокую долю спор, пыльцы и микрочастиц водорослей. На основе расположения этих элементов в осадочных породах — слоями — учёные сделали вывод, что эта область затоплялась морской водой из Карибского бассейна во время роста Анд дважды: между 18 и 17 млн. лет назад и между 16 и 12 млн. лет. Обнаруженные в этих осадочных породах зуб акулы и креветка дополнительно подтверждают предположение учёных. Осадочные породы из скважины в районе бразильской реки Солимоэс также показали наличие в них частиц морских растений и остатков морских моллюсков. Как и в Колумбии, здесь море покрывало Амазонку в миоцене дважды: между 18 и 17 млн. назад и между 14 и 13 млн. лет. Но если в районе Льянос периоды затопления морем Амазонии продолжалось 900 тыс. лет и 3 млн. 700 тыс. лет, то в Бразилии они были гораздо короче: 200 и 400 тыс. лет. Такие изменения происходили, вероятно, из-за подъема Анд. «Мы должны понимать суть этих изменений по всему амазонскому бассейну, потому что они должны иметь сильное влияние на эволюцию и биогеографическое распределение его древней и современной биоты, а также на современный и древний климат континента», — пишут исследователи. Исследование опубликовано в журнале Science Advances. Ранее по прибрежным отложениям, содержащих споры древних грибов, ученые смогли определить, почему вымерла австралийская мегафауна.

Амазонка дважды затоплялась морем