Ещё

Астрономы увидели волны, идущие по «паутине Вселенной»

Астрономы увидели идущие по «паутине Вселенной» волны
Фото: РИА Новости
Астрономы впервые обнаружили своеобразные волны, идущие по нитям «паутины Вселенной» — гигантской сети из нитей темной и видимой материи, объединяющей все скопления галактик и облака межгалактического газа, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.
"Открытие этих волн так интересно нам по той причине, что в этих колебаниях скрыта информация о том, как сильно была нагрета Вселенная в первые несколько миллиардов лет после Большого Взрыва", — рассказывает Джозеф Хеннави (Jose h Hennawi) из университета Калифорнии в Санта-Барбаре ().
Луч в темной Вселенной
Считается, что Вселенная по своей структуре похожа на гигантскую трехмерную паутину. Ее нити представляют собой скопления темной материи, так называемые филаменты. В точках пересечения этих нитей находятся плотные комки видимой материи — отдельные галактики и группы звездных мегаполисов.
В июле 2012 года астрофизики смогли обнаружить одну из таких паутинок, соединяющих галактики Abell 222 и Abell 223, благодаря искажениям в свете далеких звезд, которые вызывала темная материя. Впоследствии «Хаббл» получил трехмерные снимки таких «пуповин», изучая галактики в скоплении MACSJ0717 в созвездии Возничего, а в этом году ученые получили снимки несколько сотен подобных нитей и вычислили их типичную массу и другие свойства.
Хеннави и его коллеги впервые увидели то, как «качаются» эти нити под действием своеобразных волн, идущих через них от одного скопления галактик к другим, решив космический аналог задачи с поиском иголки в бесконечном стоге сена.
Как объясняет астроном, сегодня большинство ученых предполагает, что «космическая паутина» не стоит на месте, а колеблется под действием волн, которые были выработаны первыми галактиками и звездами в своеобразные «темные века» Вселенной. Под этим термином ученые понимают один из первых периодов ее жизни, когда Вселенная была заполнена нейтральным водородом и гелием, непрозрачным для света. Иными словами, Вселенную того времени мы никогда не увидим, так как вся она была непроницаемой для света.
Когда возникли первые яркие звезды и сверхмассивные черные дыры, молекулы этого газа были резко разорваны на части и ионизированы, что породило серию мощных колебаний, путешествовавших по первым галактикам и пространству между ними. Как считают Хеннави и его коллеги, следы этих волн могли сохраниться внутри «паутины».
Лампочка для «паутины»
Проблема заключается в том, что газ в этих нитях не светится и обнаружить его можно только в том случае, если его «подсвечивает» мощное излучение какого-то другого объекта, к примеру, квазара, активного ядра сверхмассивной черной дыры в центре далекой галактики, расположенной за нитью.
Если найти два квазара, расположенных неподалеку друг от друга, то различия в спектре их излучения будут выдавать то, движется ли газ, который «просвечивают» их лучи на пути к Земле, или нет, и есть ли в нем волны, заставляющие материю «нитей» сжиматься или растягиваться.
"Поиск пар квазаров ничем не отличается от поисков иголки в стоге сена. Нам пришлось просеять несколько миллиардов фотографий объектов в миллион раз более тусклых, чем может увидеть наш глаз, для того, чтобы найти хотя бы две пары подходящих квазаров", — продолжает ученый.
Обнаружив эти колебания, ученым пришлось дополнительно потратить очень много времени на то, чтобы понять, чем они, собственно являются. Для этого Хеннави и его коллеги создали компьютерную мини-Вселенную с ее «паутиной» и попытались воспроизвести те различия в спектре квазаров, которые они зафиксировали в реальном мире при помощи телескопов Кека на Гавайских островах и «Магеллан» в .
Как показали эти расчеты, наличие волн в «паутине Вселенной» говорит о том, что ее материя стала полностью прозрачной достаточно поздно, около 12,9 миллионов лет назад, через 800 миллионов лет после Большого Взрыва. Подобный вывод в целом совпадает с текущими космологическими теориями, и дальнейшие наблюдения за подобными колебаниями, как надеются авторы статьи, помогут нам раскрыть и другие детали процесса «просветления» Вселенной.
Видео дня. Кормившую грудью ребенка женщину выгнали из Третьяковки