Ученые исследовали изменения почвы после пожаров

Сотрудники факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова и Института биологии Коми научного центра УрО РАН исследовали почвы и их органическое вещество при воздействии на них пожара. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Environmental Earth Sciences. «Показано, что пожары существенно изменяют почвы и органическое вещество бореальных почв — почв умеренно холодного биоклиматического пояса северного полушария Земли. При этом различные пулы и фракции органического вещества по-разному реагируют на пирогенное воздействие (воздействие высоких температур)», — рассказал один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник лаборатории физики кафедры физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ Евгений Милановский. В ходе работы ученые применяли такие методы как 13С-ЯМР — ядерный магнитный резонанс на ядрах углерода 13С, классические методы химического анализа почв, описание морфологии почв, высокоэффективная хроматография, фракционирование почв (разделение элементов почв под влиянием изменения физико-химических параметров среды) и другие. «Результаты, полученные в рамках подготовки статьи, могут быть использованы при глобальных оценках изменений запасов углерода почв бореальной зоны. Выявлено, что пожары существенно изменяют амфифильные — гидрофобные и гидрофильные одновременно — свойства верхних минеральных горизонтов. Показано, что пожары приводят к возрастанию в верхних горизонтах почв ароматических структур, в том числе канцерогенных органических соединений — ПАУ. ПАУ сохраняются в почвах не менее 16 лет. Можно предположить, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы для восстановления истории формирования лесных фитоценозов», — заключил ученый.

Ученые исследовали изменения почвы после пожаров