Наполнитель подгузников позволил раздуть ткани мозга в 20 раз

Американские ученые придумали, как увеличить ткани мозга в 20 раз, не деформируя их структуру. Этот подход позволит использующим микроскопы исследователям лучше рассмотреть ткани. Об открытии сообщается в журнале Nature Methods. Ранее ученые из Массачусетского технологического института уже представили метод «раздувания» мозга за счет инъекций полиакрилата натрия — того же абсорбента, что используется в подгузниках. Образец ткани помещают в гель, «зацепляют» за него отдельные биомолекулы. При добавлении воды, гель набухает, а вместе с ним растягиваются и ткани — в четыре с половиной раза. Внутри мозга присутствуют сотни тысяч дендритных шипиков — эти наросты усиливают или ослабляют связи отдельных дендритов (отростков нейронов) с другими нервными клетками. Шипики настолько малы, что разглядеть их с помощью оптических микроскопов почти невозможно. Поэтому тот же коллектив ученых разработал метод расширения тканей в 20 раз — для решения этой проблемы. После первого «раздувания» в образовавшееся в тканях пространство закачивается новая порция полимерного геля. Затем, с помощью светоизлучающих молекул (связанных с антителами, которые «цепляются» за определенные белки) визуализируются нейроны. Новая техника позволила разглядеть, как формируются белки вдоль синапсов мышей, а также во всех подробностях разглядеть дендритовые шипики в гиппокампе этих грызунов (области мозга, связанном с процессами обучения и памяти). Метод также сделает возможным картографировать множество связей между нейронами мозга.