Биологи выяснили, кто из зверей лучший переносчик семян

Южноафриканские исследователи показали, что в африканской саванне есть животные, которые могут переносить семена растений даже дальше, чем многие птицы. Результаты работы опубликованы в журнале Biotropica. Авторы исследования выяснили, что самое большое из современных сухопутных животных, саванный слон, является рекордсменом и по расстоянию, на которое он может разносить семена. Ранее было известно, что слоны поедают большое количество плодов растений, однако как далеко семена могут после этого оказаться (пока пройдут по их 20-метровому кишечнику), ученые не знали. В ходе исследования биологи неделю кормили четырех слонов из Национального парка Крюгера мускатными дынями (их мелкие семена сильно отличаются от семян других растений, которыми обычно питаются слоны). После этого служители парка присматривали за слонами и приносили весь их помет исследователям. В итоге оказалось, что большая часть семян прошла пищеварительный тракт в течение 33 часов, максимальное время составило 96 часов. После этого ученым нужно было оценить, как далеко может уйти слон за это время. Для этого авторы исследования воспользовались данными, собранными группой экологов за восемь лет наблюдений за 38 животными. Биологи рассчитали вероятность перемещения семян на различные расстояния. Половина их остается в пределах 2,5 км от места, где слон поел, 1% семян может оказаться за 20 км от этого места, а максимальное расстояние составило 65 км (для сравнения, у лесных слонов максимум составил 5-6 км). Также имеет значение и количество семян: каждый слон может распространять более трех тысяч семян в день. Следует, однако, отметить, что абсолютными рекордсменами все же остаются перелетные птицы, они могут переносить семена на 300 километров.