Войти в почту

Россияне отделили Эквадор от Японии

Археология Археологи Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток) в ходе исследований в Южной Америке опровергли теорию о родстве двух древнейших культур -- в Японии и в Эквадоре, которая продержалась ровно 60 лет. Подобие мецената На побережье Эквадора неподалеку от поселения Вальдивия в середине ХХ века были найдены фрагменты красивой крашеной керамической посуды с необычным венчиком (его назвали "зубцы башни замка"), которая загадочным образом оказалась очень похожа на образцы керамической посуды древней культуры дземон на Японском архипелаге. Возраст тех и других находок примерно совпадал -- 5,5-6 тыс. лет, но японская культура значительно древнее и гораздо лучше изучена. Увлеченный археологией эквадорский меценат Эмилио Эстрада предположил, что культуры дземон и вальдивия связаны и, заручившись поддержкой американских супругов-археологов Бетти Меггерс и Клиффорда Эванса (Смитсоновский институт), организовал раскопки на побережье Эквадора. Японию и Эквадор разделяют несколько тысяч километров Тихого океана, но мощные океанские течения теоретически действительно могли вынести японские рыболовные суда к берегам Южной Америки. Идея о трансокеанских путешествиях была близка Эмилио Эстраде: он был хорошо знаком с Туром Хейердалом и в 1946-47 годах даже помогал ему сооружать знаменитый плот Кон-Тики. Более полувека археологи разных стран, которых занимала тема доколумбовой Америки, горячо спорили, могла ли культура вальдивия иметь трансокеанское происхождение. Противники теории указывали на огромное расстояние, разделявшее культуры, сторонники указывали на удивительное сходство керамических сосудов, которое не могло быть случайным: в Эквадоре на тот момент ничего древнее не было найдено. В 2014-2015 годах к раскопкам в Эквадоре впервые приступили российские специалисты -- и помимо уже знакомой посуды культуры вальдивия нашли фрагменты и иной, примитивной керамики. Вслед за американскими археологами, но спустя полвека, россияне подержали в руках и сравнили японскую и эквадорскую керамику и убедительно доказали, что культуры дземон и вальдивия все-таки не были связаны. Хрупкий ритуал В Эквадоре российские ученые вместе с профессором Приморского университета Гуаякиля Хорхе Маркосом изучают многослойный памятник, в котором представлены несколько этапов развития культуры от 3-4 до почти 6 тыс. лет назад, восьми хронологических этапов. Долгое время специалисты не могли понять, почему даже на самых ранних этапах эквадорская керамика выглядит технологически развитой, с разработанными декоративными композициями, эффектно и празднично. Важно было найти следы первых опытов производства глиняной посуды. И они нашлись -- в древних слоях: очень примитивная, тонкая, хрупкая и технологически простая керамика. По всем признакам, культура местная, а не импортная, ей около 6 тыс. лет. Несмотря на простоту, она тоже орнаментирована, что указывает на возможный ритуальный контекст. Можно предположить, что красивая керамика требовалась для церемоний, во время которых ее либо символически разбивали, либо помещали в погребение. Древние люди научились делать и плетеные, и кожаные емкости, в которых можно было держать твердые продукты и жидкости, гораздо раньше керамики. В новом виде посуды не было исключительной бытовой потребности, но она оказалась исключительно важна в ритуалах -- и как особая емкость для особых напитков, и как декоративный атрибут, важнейший элемент праздника. Впоследствии керамика вошла, конечно, и в широкий повседневный обиход. Шесть тысяч лет севиче Анализ жиров на стенках найденной керамики показал, что из ранней вальдивийской посуды ели морепродукты. Собственно, и сегодня одним из вкуснейших блюд океанского побережья Латинской Америки остается севиче -- сырые морепродукты, смешанные с соком лайма и специями. В том климате продукты быстро портятся, их принято употреблять свежими, сразу после вылова. В день, когда российские археологи обнаружили раннюю керамику, они тоже ели севиче и смеялись, что за 6 тыс. лет кулинарные традиции не изменились. Дальний Восток и Южная Америка были всегда связаны: это крупнейшие тихоокеанские и мировые центры рыболовства -- хотя они и представляют разные модели эксплуатации морских ресурсов в древних культурах. Неподалеку от Владивостока археологи исследовали бойсманскую неолитическую культуру охотников и рыболовов возрастом 6-5 тыс. лет, и в ней обнаружены традиции, характерные для островов Тихого океана: искусственная деформация черепа с помощью сдавливающего голову обруча или деревянных плашек. Это признак представителей племенной элиты, эффектный способ выделиться, обозначить особенное положение в обществе. Такие же традиции были и в Южной Америке, и анализ найденных российскими археологами черепов позволит узнать, как глубоко они уходят в древность. Ни на что не похоже Российские археологи раскопали пока незначительную часть древнего поселения Реаль-Альто, но уже нашли два удивительных погребения возрастом древнее 5 тыс. лет. Одно из них вторичное, то есть не сразу захороненное. Сначала тело, видимо, некоторое время экспонировалось на специальном помосте, пока не освобождалось от остатков плоти, а затем основные части скелета были завернуты в плетеную циновку или мешок и захоронены. Рядом с погребением лежали несколько кусочков охры, которой были раскрашены берцовые кости умершего. Здесь же лежала красивая морская раковина, фрагменты керамики и женская каменная фигурка 11 см высотой -- самая древняя и крупная в культуре вальдивия из когда-либо найденных. В другом, тоже очень необычном, мужском погребении оказался человек возраста около 45 лет, лежащий на спине в позе лягушки, без могилы или погребальной конструкции, просто положенный на землю. Выглядит странно, словно он сначала сидел, поджав ноги, а затем упал на спину. Половина его грудной клетки раскрыта наружу, словно оконная створка. Под его тазовыми костями подложена черная галька, а под черепом -- белая. Рядом с ним мы нашли фрагменты керамического сосуда и коралл. Также там лежали каменные орудия. Все зубы, несмотря на довольно преклонный для той поры возраст, прекрасно сохранились, повреждений или искривлений скелета нет. Ничего похожего до российской экспедиции не находили, анализ и интерпретация материала потребуют некоторого времени. Есть надежда сделать анализ ДНК по зубам и костям умерших. Этим займутся японские ученые, интерес к находкам проявила и лаборатория в Гарварде, так что можно будет проанализировать найденный материал параллельно сразу в двух независимых лабораториях. Думаю, для генетиков там будет много интересного. Генетически жаркое место Получить качественные генетические данные из антропологического материала жарких мест непросто. Это во многом зависит от кислотности почвы. Там, где она высокощелочная, например, много ракушек, органика сохраняется неплохо. Совсем недавно, примерно с пятой или шестой попытки, удачно произведен анализ костного антропологического материала из погребений возрастом около 3 тыс. лет, найденного на островах Вануату (Полинезия). Отсюда происходила миграция древней тихоокеанской культуры лапита -- прародителя островных "керамических" культур Микронезии, Меланезии и Полинезии. Оказывается, что носители культуры лапита около 4,5-4 тыс. лет назад двинулись из района острова Тайвань и прибрежных районов Китая через север Филиппин и Марианские острова, минуя Новую Гвинею, сразу в Полинезию. Анализ ДНК антропологического материала этих погребений выявил генетическое родство этих людей с древним человеком из Центральной Азии. До этого похожие результаты были получены только на генетическом материале современных жителей Меланезии. Древняя ДНК подтвердила и укрепила обнаруженную взаимосвязь. В Польше доколумбову Америку изучают шесть университетов Андрей Табарев: -- В 2016 году мы с коллегой из Дальневосточного университета Александром Поповым представили наши результаты на пяти международных конференциях (Филиппины, Япония, Польша, Индонезия, Мексика) по археологии доколумбовой Америки и тихоокеанского бассейна. На многих из них мы были единственными российскими археологами, и нас потрясло, насколько интенсивно сегодня во всем мире изучают доколумбовые культуры. Латинскую Америку исследуют археологи многих стран Старого и Нового Света, в одной Польше центры по изучению доколумбовой Америки работают в шести университетах, а польские экспедиции многие годы ведут раскопки в нескольких районах Перу, в Боливии, США, Гватемале и Мексике. Наши работы в Эквадоре возродили интерес к археологии в этой стране -- после 25-летней паузы открылись бакалавриат и магистратура по археологии в Приморском университете Гуаякиля. Андрей Табарев, доктор исторических наук, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН