Ещё

Трехцветное зрение помогло макакам искать фрукты

Фото: naked-science.ru

Сетчатка глаз людей и ряда приматов содержит фоторецепторы трех типов, соответствующих разным длинам волн. В частности, это обеспечивает им трехцветное зрение — способность различать зеленую, красную и синюю части спектра. Однако то, как развивался такой тип зрения в ходе эволюции, до сих пор было изучено недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, ученые из Университета Калгари наблюдали за 80 макаками в лесах Пуэрто-Рико. Из-за генетических особенностей самки этих животных обладают либо трихроматическим, либо двухцветным зрением. Кроме наблюдения авторы построили компьютерную симуляцию зрительного анализатора макак, а также сравнили гены, связанные с цветовым зрением, у приматов и разных млекопитающих.

Анализ показал, что особи с трехцветным зрением легче находят на деревьях питательные листья и зрелые фрукты. Между тем макаки с двухцветным зрением быстрее распознают маскирующихся насекомых. Также исследователи обнаружили, что сдвиг цветового восприятия с ультрафиолетовой на сине-фиолетовую часть спектра произошла до разделения шерстокрылов и приматов и повысила остроту зрения последних. В свою очередь, цветовая слепота возникла у приматов и стала следствием роста остроты зрения, требующего разнообразия генов, связанных с цветочувствительностью.

Результаты исследования были представлены на ежегодной встрече Американской ассоциации содействия развитию науки AAAS 2017.