Ученые проследили распространение главного вредителя липы

Ученые из Института леса им. В.Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН в составе международной группы исследователей выяснили, что в Россию моль-пестрянка попала из Японии. С подробностями исследования можно ознакомиться в журнале PLOS One. Крошечные бабочки моли-пестрянки откладывают яйца на листья липы. Вылупившиеся из яиц гусеницы выедают лист изнутри, оставляя после себя характерные повреждения — мины. Через три недели из гусениц образуются куколки, а из тех появляются бабочки. Деревья с поврежденными листьями сбрасывают листву раньше, а в тех регионах, где липа выступает одним из источников меда, негативные последствия деятельности насекомого ощущаются сильнее всего. «Мы собрали почти 400 образцов бабочек для морфологического и генетического анализа с огромной территории — от Японии до Нидерландов. Основных результатов три. Во-первых, молекулярно-генетические данные свидетельствуют о том, что моль пришла в Европу из Восточной Азии, скорее всего, из Японии. Во-вторых, наши исследования показывают, что речь идет не о единичном заносе вредителя, а о нескольких волнах. И, наконец, расшифровывая последовательности генов и оценивая размер и форму гениталий самцов, мы пришли к выводу, что у липовой моли-пестрянки есть ранее неизвестный науке вид-двойник, который обитает только в Японии и на Дальнем Востоке», — пояснила автор исследования Наталья Кириченко. Липовая моль-пестрянка впервые была обнаружена и описана в 1963 году в Японии. Начиная с 80-х годов насекомое стали находить в европейской части России и несколькими годами позднее в странах Европы. По словам исследователей, особенно много липовой моли-пестрянки обитает на территории Сибири. «Одним из регионов является реликтовая Кузедеевская липовая роща в Кемеровском районе. Этот и несколько других островков липы на территории Сибири связывали дальневосточный и европейский ареалы лип. Пока не совсем понятно, как вредитель смог распространиться на запад, учитывая отсутствие явных коридоров распространения — липовых насаждений в азиатской части России. Мы планируем подробно изучить и описать открытый нами новый вид моли с Дальнего Востока и Японии. Интригует вопрос, почему один вид оказался более успешным и заселил значительную часть континента, а второй обитает только в Восточной Азии. Очевидно, мы поймали «за хвост» процесс видообразования, протекающий в Восточной Азии в группе липовых молей-пестрянок, и зафиксировали момент появления нового вида», — рассказала Кириченко.

Ученые проследили распространение главного вредителя липы