Под Маврикием нашли потерянный континент

Остров Маврикий имеет вулканическое происхождение. Он образовался в результате так называемого траппового магматизма — феномена, при котором огромные объемы базальта изливаются за геологически короткое время, образуя в океане острова и целые плато. Ученым уже известно, что Маврикий как раз находится в районе такого мощного древнего излияния, которое происходило на промежутке от 9 млн до 300 тысяч лет назад. В данном случае ученые взяли для исследования цирконы — минералы, которые встречаются главным образом в континентальных гранитах. Они содержат следовые количества урана, тория и свинца. Поскольку под действием геологических процессов они почти не разрушаются, по ним можно надежно датировать породу. Такие цирконы обнаружили в скалах и базальтовых песках Маврикия. Применяя радиоизотопное датирование, геологи выяснили, что возраст этих цирконов — 3−2,5 миллиарда лет, то есть намного больше, чем возраст пород, из которых состоит остров. Такой возраст может быть только у континентальной коры. Проведя спектрометрический анализ изотопов, содержащихся в цирконах, ученые пришли к выводу, что они относятся к древней коре Африканской платформы. Ученые считают, что это кусок коры, который откололся от Мадагаскара, когда Африка, Индия, Австралия и Антарктика, составлявшие суперматерик Гондвану, раскололись и образовали Индийский океан. Открытие показывает, что Гондвана раскололась не одномоментно. Произошла серия расколов, из-за которых образовывались фрагменты континентальной коры, расплывавшиеся по разным частям Индийского океана. Ранее ученым было неизвестно, куда делся один из кусков Гондваны во время раскола, начавшегося 200 миллионов лет назад. Установив, что под Маврикием есть остатки докембрийской материковой коры, геологи сделали вывод, что в геологической области, где расположен Маврикий, — она включает часть океанического дна в Индийском океане, острова Маврикий, Каргадос и Чагос, северо-восточную часть Сейшел и северо-западную часть Индийского субконтинета — когда-то находился древний континент, названный учеными «Маврикия». Очевидно, он сформировал часть континентального щита, на котором находятся Мадагаскар и Южная Индия. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications. Ранее цирконы помогли ученым определить, что жизнь появилась на Земле на 300 миллионов лет раньше, чем считалось.

Под Маврикием нашли потерянный континент