Почвенная влага важнее для климата, чем ранее считалось

Моделирование климата, прогнозирование погоды и связанный с этим мониторинг сельского хозяйства играет сегодня важную роль в жизнедеятельности человека, особенно в последние десятилетия, когда из-за техногенного воздействия начались негативные климатические изменения. По данным ученых-экологов, содержание влаги в самом верхнем слое почвы хотя и составляет всего 0,001% от всей пресной воды на планете, но непосредственно влияет на формирование климата и погодных условий. Поэтому ученые придают большое значение данным, полученным со спутника SMAP. Спутник SMAP (от английского Soil Moisture Active Passive- Аппарат для изучения активной и пассивной влажности почвы) — космический аппарат дистанционного зондирования Земли. Он снабжен самой большой вращающейся сетчатой антенной из всех, что когда-либо применялись в космосе. С ее помощью спутник, облетая Землю, каждые 2−3 дня сканирует верхний поверхностный слой и измеряет содержание в нем воды. После обработки данных со спутника, ученые получили несколько неожиданных результатов, отличавшихся от более ранних теоретических прогнозов. Так, выяснилось, что верхние 5 сантиметров почвы сохраняют последствия водных аномалий (например, ливней), гораздо дольше, чем предсказывала теория. Считалось, что влага в почве держатся не больше нескольких часов, а оказалось, что даже через несколько дней после осадков в самых засушливых районах в верхних слоях почвы все еще сохраняется до 1/7 объема выпавших осадков. Кроме этого, ученые зафиксировали значительную обратную связь между увлажненностью почвы и климатом, за счет которой влажная почва становится более влажной, а сухая — еще более сухой. Это может привести к формированию более жаркого локального климата, удлиннению засух и расширению засушливых территорий. Ранее ученые лишь предполагали такой эффект, а с помощью данных спутника смогли их подтвердить. По словам ученых, знание о том, сколько влаги содержится в тонком поверхностном слое, помогут более точно предсказывать ливни, наводнения и засухи, что очень важно для сельского хозяйства. Исследование опубликовано в журнале Nature Geosciences. Ранее экологи предложили использовать почвы для сокращения парниковых газов.

Почвенная влага важнее для климата, чем ранее считалось