Палеонтологи выяснили, что неандертальцы коллекционировали камни

Ученые открыли первое увлечение неандертальцев, которым они могли заниматься во время, свободное от охоты и борьбы за существование – оказалось, что первые аборигены Европы были настоящими коллекционерами, собиравшими камни определенной формы и цвета, говорится в статье, опубликованной в журнале Comptes Rendus Palevol. "Многие люди часто говорят о том, что неандертальцы были полностью лишены эстетических чувств, но теперь мы знаем, что жители этой пещеры собирали когти орлов, делали из них ожерелья и коллекционировали камни. В других уголках земли наши коллеги находили раковины и следы красок на них. Существует много намеков на то, что неандертальцы не были "большими, глупыми существами", как думают все обыватели", — заявил Дэвид Фрейер (David Frayer) из университета Канзаса в Лоуренсе (США). Фреер и несколько хорватских археологов уже долгое время изучают артефакты из пещеры Хушняково неподалеку от городка Крапина, в окрестностях которого более века назад были найдены останки неандертальцев и множество орудий труда. Вместе с копьями, рубилами и прочими инструментами, как рассказывают ученые, их предшественникам удалось откопать в пещере относительно малопримечательную вещь — несколько когтей орлана-белохвоста, агрессивной хищной птицы, которую довольно редко встречается в хорватских горах. Изучение этих когтей показало, что неандертальцы целенаправленно коллекционировали их и делали из них ожерелья. Камень из коллекции неандертальца из пещеры Хушняково Открыв подобное проявление художественного искусства в пещере, ученые задумались, какие другие следы "культурной жизни" неандертальцев могли остаться в Хушняково. Изучая артефакты, найденные в разных слоях отложений на дне пещеры, Фреер обратил внимание на красивый кусочек известняка бежевого цвета с красными прожилками, выделявшийся на фоне темных пород ее стен. Обнаружение такого камня удивило ученых, так как пещера сложена не из известняка, а из песчаника – совершенно другого типа пород, который никак не связан с известковыми отложениями и формируется в иных условиях. Более того, ближайшие отложения известняка находятся в нескольких километрах от Хушняково, что исключает возможность того, что этот булыжник попал в пещеру случайным образом. Как предполагают ученые, этот камень был принесен в пещеру жившим здесь неандертальцем, который мог найти его на берегу реки Крапиница, протекающей через залежи известняка, или же он нашел его в нескольких километрах к северу, где на поверхность земли выходят породы этого типа. В любом случае, он принес этот булыжник к себе в пещеру, руководствуясь явно не соображениями утилитарного характера – для изготовления орудий труда известняк абсолютно не пригоден. По мнению Фреера, это указывает на то, что данный камень играл исключительно эстетическую роль в пещере Хушняково, украшая ее своим видом. В пользу этого говорит и то, что на этом камне нет никаких следов орудий труда, огня или прочих воздействий, которые могли бы указывать на его "бытовое" предназначение. Соответственно, можно говорить о том, что неандертальцы уже 130 тысяч лет назад имели собственную культуру, увлекались бесполезными вещами и делали прочие вещи, которые раньше считались уникальными чертами человеческой цивилизации.

Палеонтологи выяснили, что неандертальцы коллекционировали камни