Уникальный телескоп Пулковской обсерватории может «ослепнуть»

В Петербурге сотрудники одной из старейших в стране обсерваторий вышли на акцию протеста. Ученые выступают против застройки прилегающих к зданию территорий. И дело не в безопасности в буквальном смысле этого слова. Угрозу несет в себе свет, который может зажечься в окнах домов. В этих условиях за небесными телами наблюдать будет просто невозможно. По словам заведующей лаборатории астрометрии звездной астрономии Елены Рощиной, «стройка убьет знаменитую пулковскую точность, потеряются опорные звезды, и существенно упадет точность определения местоположения». Пулковская обсерватория построена 177 лет назад в самом высоком месте Петербурга. Долгое время она была лучшей в мире. Именно здесь совершен ряд беспрецедентных астрономических открытий: определена скорость вращения планет, исследовано кольца Сатурна, подтверждена теория большого взрыва. Историческое здание Пулковской обсерватории было уничтожено в годы Великой Отечественной войны. Удивительно, но решение о восстановлении обсерватории и о полном запрете на любую застройку в радиусе трехкилометровой зоны было принято в марте 1945 года. В 90-е годы удалось спасти от застройки территорию рядом с научным центром. Однако новый директор обсерватории, едва заняв свой пост, тайком от коллектива подписал разрешение на строительство жилого комплекса площадью 250 гектаров. Продажа квартир под боком у астрономов уже началась. Как отметил директор Пулковской обсерватории Назар Ихсанов, когда он принимал это решение, пришел к выводу, что нет достаточной правовой базы, чтобы однозначно давать отказ строительству. Но, с другой стороны, тот объект, который будет построен, не окажет фатального воздействия на те программы, которые здесь ведутся. Между тем здешние ученые намерены обратиться к президенту, а также надеются уговорить застройщика улучшить теплоизоляцию будущих зданий, снизить световое излучение. Иначе вокруг обсерватории вырастут огромные яркие кварталы – и научному центру будет уготована судьба всего лишь музея, где наблюдать за звездами и делать открытия будет уже невозможно.

Уникальный телескоп Пулковской обсерватории может «ослепнуть»