Сихотэ-Алинский метеорит. Это один из самых известных и крупнейших «космических гостей», когда-либо падавших не только на Дальнем Востоке, но и на планете в целом. Все случилось в 10:38 утра 12 февраля 1947 года, когда жители приморского посёлка Бейцухе увидели в небе яркий объект и услышали гул. В течение нескольких минут огненный шар проплыл по небосводу, после чего раздался взрыв. О произошедшем сразу же доложили в райцентр, а спустя недолгое время информацию из посёлка подтвердили и лётчики Дальневосточного геологического управления. Они же первыми обнаружили точное место падения, и спустя два месяца туда направили группу учёных и военных, задачей которых стал поиск максимально возможного числа обломков небесного тела. Интересно, что одним из свидетелей падения метеорита был художник Пётр Медведев, рисовавший в этот момент картину с местным пейзажем. Конечно же, он не мог не запечатлеть на холсте уникальное явление и тем самым, можно сказать, увековечил своё творение. Спустя десять лет именно этот рисунок изобразили на специальной почтовой марке. На месте происшествия научная экспедиция установила, что войдя в атмосферу Земли, метеор разлетелся на множество фрагментов, которые затем выпали в виде железного дождя. Обломки разбросало на территории в 35 квадратных километров. Специалисты обнаружили 106 кратеров и воронок диаметром от 1 до 28 метров и глубиной до 6 метров. Всего было собрано порядка 3,5 тысячи фрагментов общей массой 27 тонн. По подсчётам специалистов, Сихотэ-Алинский метеорит весил около 100 тонн. Его вещество на 94 процента состояло из железа. Кроме того, в нём обнаружили никель, кобальт, углерод, хлор, фосфор и серу. Спустя четверть века падение метеорита было увековечено в названии посёлка. Дело в том, что после вооружённого конфликта СССР и КНР за остров Даманский, произошедшего в 1969 году, в Приморье начали активно избавляться от китайских топонимов. И вот в 1972 году посёлок Бейцухе переименовали в Метеоритный. Увидеть фрагменты Сихотэ-Алинского метеорита можно в Калужском планетарии и Хабаровском краеведческом музее. Метеорит «Богуславка». Это небесное тело считается одним из самых больших железных метеоритов, падение которых наблюдалось людьми. Его вес оценивается в 256 килограмм. История гласит, что 18 октября 1916 года в пяти километрах от села Богуславка, ныне относящегося к Пограничному району Приморского края, раздался мощный взрыв. Его предварило появление на небе светящегося объекта. Спустя три дня к месту падения метеорита прибыла исследовательская группа, обнаружившая два осколка. Исходя из спайности найденных глыб, специалисты выдвигали гипотезу, что на самом деле осколков могло быть три, однако какого-то доказательства этой версии, равно как и ещё одного фрагмента, так и не было найдено. На месте падения образовалась большая впадина, ставшая потом озером. Сейчас водоёма уже нет, но контуры впадины отчётливо видны до сих пор. Осколки метеорита «Богуславка» были вывезены в Москву, где хранятся до сих пор в метеоритной коллекции РАН. Метеорит «Омолон». Специалисты говорят, что этот метеорит, весом около 250 килограмм, является бесценным экспонатом и по своему типу (а относится он к редкому классу палласитов), и по своей форме — почти идеальной четырёхгранной пирамиды. Он упал на Землю 16 мая 1981 года недалеко от посёлка Омолон Магаданской области. Свидетелем этого явления стал оленевод Иван Тынавьи, который в этот момент находился на дежурстве. Запомнив траекторию и направление полёта небесного тела, он через год отправился по верхнему течению реки Омолон, где на одной из сопок нашёл небольшую воронку, в центре которой находилась чёрная оплавленная глыба. Оленевод взял небольшой осколок метеорита, который затем несколько лет возил с собой по тундре, пока однажды случайно не рассказал о своей находке представителю совхоза. Вместе они вернулись к месту падения небесного тела и откололи от каменной глыбы ещё один кусок весом около восьми килограмм. И только в 1989 году о находке узнали дальневосточные учёные. Сегодня основная масса метеорита «Омолон» находится в Северо-Восточном комплексном НИИ Дальневосточного отделения РАН в Магадане. Метеорит «Алискерово». Нашли его совершенно случайно. Работники золотого прииска в одноимённом посёлке Билибинского района Чукотки намывали песок, как вдруг в установке застрял небольшой металлический предмет, с виду напоминавший веретено. Находке поначалу не придали никакого значения и даже хотели просто выкинуть. Но потом кто-то из рабочих предположил, что это может быть метеорит. Было принято решение дождаться специалиста-геолога, который и подтвердил догадку о внеземном происхождении предмета. Небесное тело размером 44×26×11 сантиметров и весом 58,4 килограмма передали в геологический музей Дальневосточного отделения РАН в Магадане, где оно находится и сейчас. В ходе изучения метеорита было установлено, что он пожаловал на нашу планету несколько тысяч лет назад. Метеорит «Билибино». Ещё один метеорит в Билибинском районе Чукотки нашли 20 июня 1981 года также на золотодобыче. Здесь, в долине ручья Шалун, бульдозеристы на глубине в 13 метров наткнулись на оплавленную металлическую глыбу, врезавшуюся в вечную мерзлоту. Находку весом в 100 килограмм аккуратно извлекли и отправили на исследование в Магадан. Геологи подтвердили: это железный метеорит, упавший на Землю, предположительно, от 3 до 6 тысяч лет назад. Метеорит «Ойогос-Яр». Самый «северный» метеорит из всех, что когда-либо удавалось найти людям. Его в 1990 году обнаружил на арктическом побережье Якутии сотрудник Магаданского геологического музея Дальневосточного отделения РАН Вадим Рябчун. Небесное тело, упавшее на Землю, предположительно, десять тысяч лет назад, находилось на берегу пролива имени Дмитрия Лаптева, в 95 километрах к востоку от мыса Святой Нос. Этот камень с сильно оплавленной и окисленной поверхностью резко выделялся на фоне однообразных лёссово-ледовых отложений. Вес находки составил 1 килограмм 200 грамм. Правда, в Москву на исследования отправили только 10-граммовый кусочек метеорита. Основная же его масса также осталась в Магадане у дальневосточных учёных.

Гости из космоса