Биологи создали атлас экспрессии генов резуховидки

В растении множество разных типов клеток, все они имеют один и тот же набор генов. Отличаются клетки и ткани потому, что в них работают разные гены. Ученые создали карту, или атлас экспрессии, то есть активности генов резуховидки Таля, который позволяет посмотреть, какие гены и когда включаются в разных частях растения. Карта экспрессии поможет узнать о работе тех генов, функции которых еще неизвестны. У резуховидки таких генов более 70%. Резуховидка Таля Arabidopsis thaliana — небольшое растение из семейства крестоцветных. Жизненный цикл оно проходит очень быстро, за 1-2 месяца, и дает много семян. Его геном — один из самых маленьких среди цветковых растений. По этим причинам резуховидка подходит для генетических исследований растений как, например, мышь — для исследований животных. Данные, которые получают на этом объекте — отправная точка для экспериментов на других растениях, включая многие сельскохозяйственные. По словам ученых, они узнали, как экспрессируются гены в различных органах и на разных стадиях развития растения: от прорастания до цветения и созревания семян. Удалось найти гены, специфичные для тех или иных стадий, и те, которые не меняют активность в течение жизни растения. Кроме того, авторы обнаружили несколько сотен новых генов, несмотря на то, что геном резуховидки если и не самый маленький, то самый изученный из всех цветковых растений. Ученые собрали результаты работы в общедоступную базу данных, которую назвали TraVA (Transcriptome Variation Analysis). В этой базе видно, в каких тканях, органах и в какой период жизни растения работал каждый из 25706 генов. Кроме того, можно сравнить активность генов в разных органах. Авторы планируют дополнить базу данными по экспрессии генов нескольких видов растений и инструментарием, который позволит сравнивать экспрессии генов между разными видами. Результаты исследования опубликованы в журнале Plant Journal.

Биологи создали атлас экспрессии генов резуховидки