Ещё

Астрономы нашли древнейшее скопление галактик во Вселенной

Фото: NASA
Ученые обнаружили неожиданно древнее и самое старое во Вселенной скопление галактик в созвездии Секстанта на расстоянии в 11,1 миллиарда световых лет от нас, открытие которого говорит о том, что галактики начали объединяться в «банды» намного раньше ожидаемого, сообщает НАСА.
"Это скопление галактик примечательно не только тем, как далеко оно расположено от нас, но и тем, что оно переживает чрезвычайно мощную вспышку роста, аналогов которой мы еще никогда не видели", — рассказывает Тао Ван (Tao Wang) из университета Нанкина (Китай).
Ван и его коллеги совершили это открытие, наблюдая за самыми далекими от нас объектами при помощи американской рентгеновской обсерватории «Чандра» и ее европейского собрата XMM-Newton.
Эти телескопы, как объясняют ученые, способны «видеть» рентгеновское излучение, порожденное горячим газом в далеких от нас галактиках и скоплениях галактик, разогретый до миллионов и миллиардов градусов Кельвина в результате работы черных дыр в их центрах и благодаря гравитационному взаимодействию этих «звездных мегаполисов» между собой.
Изучение этого газа, особенно в первых галактиках мироздания может раскрыть сразу несколько важнейших тайн Вселенной — то, как рождались звезды в первые эпохи после Большого Взрыва, почему процессы их формирования почти полностью прекратились в современных эллиптических галактиках, и то, как первые галактики начали объединяться в крупные скопления галактик.
Все эти вопросы, как считают Ван и его коллеги, поможет раскрыть найденное ими скопление галактик CL J1001+0220, расположенное в созвездии Секстанта на расстоянии в 11,1 миллиарда световых лет от Земли. В нем присутствует 17 крупных галактик, чья совокупная масса превышает солнечную в 100 триллиардов (10 в 15 степени) раз.
Большая часть этой массы сосредоточена в крайне небольшой области космоса диаметром всего в 260 тысяч световых лет, где находятся сразу 11 крупных галактик, каждая из которых весит в сотни миллиардов раз больше Солнца. Плотность «звездного населения» в этом регионе, по расчетам ученых, на порядок превышает типичные значения для скоплений галактик.
Что интересно, несмотря на столь тесное соседство и заполненность этой части CL J1001+0220 горячим газом, только две из 11 галактик прекратили формирование новых звезд, а в остальных девяти они рождаются с фантастической скоростью — свыше трех тысяч масс Солнца в год. Подобная скорость в сотни и тысячи раз превышает типичные значения для современных галактик.
По словам ученых, наличие столь большого числа активных галактик, и само формирование крупного скопления примерно за 700 миллионов лет до того, как это считалось возможным, говорит о том, что теории рождения Вселенной астрономам придется пересмотреть.