Астрономы нашли в Солнечной системе вторую планету-"оппозиционера"

Планетологи открыли крайне странную карликовую планету 2011 KT19, которая вращается по орбите, "поднятой на дыбы", в противоположном направлении по отношению ко всем объектам Солнечной системы, говорится в статье, размещенной в электронной библиотеке arXiv.org. Все восемь планет, а также Плутон и все остальные карликовые планеты вращаются вокруг Солнца в одном направлении – против часовой стрелки, если смотреть на их орбиты со стороны северного полюса светила. При этом большинство из них, кроме Урана, Венеры и Плутона, еще к тому же и крутятся вокруг своей оси в том же направлении. Тем не менее, ни одной планеты, вращающейся по ретроградной орбите, до настоящего времени не находили. Ин-Тун Чэн (Ying-Tung Chen) из Китайской академии наук Тайваня и его коллеги выяснили, что этому правилу подчиняются не все крупные небесные тела в Солнечной системе, наблюдая за крайне странной карликовой планетой, обитающей в поясе Койпера, на протяжении почти пяти лет. Это небесное тело, 2011 KT19, было обнаружено автоматическим телескопом Pan-STARRS 1 в мае 2011 года в рамках наблюдений за крупными астероидами, обитающими между орбитами Плутона и Нептуна. Данная часть Солнечной системы представляет собой "свалку" неизрасходованных космических "стройматериалов", сохранившихся со времен образования Солнца и планет 4,4 миллиарда лет назад. Изучая снимки Pan-STARRS 1 разных годов, на которых попадался объект, 2011 KT19, Чэн и его коллеги не могли поверить своим глазам. Оказалось, что эта карликовая планета движется по крайней необычной орбите, вращаясь в противоположную сторону вокруг Солнца по сравнению со всеми остальными малыми небесными телами Солнечной системы, причем ее орбита наклонена к плоскости эклиптики практически на 90 градусов. Удивленные столь странным открытием, ученые перепроверили свою находку, используя канадский телескоп CFHT на Гавайских островах, камеру DECam для поиска темной энергии и еще ряд других обсерваторий для того, чтобы убедиться, что 2011 KT19 действительно вращается вокруг Солнца подобным образом. Снимки с других телескопов подтвердили, что эта карликовая планета, Нику, как назвали ее астрономы, действительно существует и обладает столь необычной орбитой. Это слово в переводе с китайского языка означает "повстанец" или "восставший", что отражает характер движения 2011 KT19 вокруг Солнца и ее несоответствие привычному порядку вещей в Солнечной системы. По своим размерам Нику является достаточно небольшой карликовой планетой, чей диаметр не превышает 200 километров, а недра сложены из замороженных газов и льда. Год на этой планете длится примерно 200 лет, и она находится между орбитами Нептуна и Плутона. По словам планетологов, существуют намеки на наличие еще одной подобной карликовой планеты – "Дракулы" 2008 KV42, которая вращается по схожей орбите и находится неподалеку от Нику. Рядом с ними вращается еще четыре крупных астероида, которые движутся по орбитам в противоположном, "нормальном" направлении. Как считает Чэн, подобное совпадение не случайно – и "Дракула", и Нику, и их спутники-астероиды, могли оказаться на подобной "поднятой на дыбы" орбите благодаря действию притяжения загадочной "планеты икс", открытой Константином Батыгиным и Майклом Брауном в конце прошлого года. Тем не менее, такое объяснение не совсем укладывается в данные наблюдений, и как считает сам Батыгин, рассказывавший об этом открытии изданию Science Friday, пока у планетологов нет объяснения тому, как "Дракула", Нику и их спутники "восстали" против привычного порядка вещей. Возможно, допускает Батыгин, что существует, помимо "планеты икс", еще ряд других объектов, вносящих хаос в жизнь окраин Солнечной системы.

В Солнечной системе нашли вторую планету-"оппозиционера"