Ученые: клоны овечки Долли подтвердили безопасность клонирования

МОСКВА, 26 июл – РИА Новости. Клоны первого клонированного животного, овечки Долли, продолжают жить и сохранять здоровье уже более девяти лет, почти в два раза больше, чем просуществовала сама Долли, что говорит о безопасности клонирования, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications. Самая знаменитая овца в мире, Долли, родилась в лабораториях Рослинского института в июле 1996 года в результате первого в мире эксперимента по выращиванию клона животного из взрослых клеток. Долли прожила достаточно короткую для овцы жизнь – всего 6,5 лет – и умерла в 2003 году от остеоартрита, что заставило многих противников клонирования говорить о том, что этот процесс ведет к необратимым нарушениям в работе организма и ведет к ускоренному старению клона. Кевин Синклэр (Kevin Sinclair) из университета Ноттингэма (Великобритания) и его коллеги доказали на практике, что подобные утверждения не отвечают действительности, создав четыре клона овечки Долли из клеток ее молочной железы, а также девять других клонов, ни один из которых до сих пор не умер или серьезно не заболел. "Возраст наших овец составляет от семи до десяти лет, и все они, как показал полный медосмотр в прошлом году, и как можно убедиться, посетив нашу ферму прямо сейчас, находятся в неплохой физической форме. Они являются продуктом наших усилий по совершенствованию технологий клонирования, и демонстрацией того, что эти технологии работают и что они не вызывают преждевременного старения из-за сокращения в длине теломер", — прокомментировал исследование Синклэр. По словам Синклэра, его команда следила за здоровьем овец практически на протяжении всей их жизни, наблюдая за состоянием их суставов, обменом веществ и другими проблемными областями, неполадки в которых привели к преждевременной кончине Долли. Параллельно ученые выращивали "обычных" овец, сравнивая скорость их старения с дряхлением клонов. Как отмечают ученые, клоны ничем не отличаются от нормальных овец – кроме одной особи, они не испытывают проблем с костями, и ни одна "сестра Долли" — Дебби, Дениз, Диана и Дэйзи, как их назвали биологи, не страдает от диабета, высокого давления и других проблем с метаболизмом и системой кровообращения. Отсутствие отличий между клонами и нормальными овцами говорит в пользу того, что процесс клонирования не вносит изменений в работу клеток и генома, которые ведут к преждевременному старению и проблемам со здоровьем, которые приписывали ему противники клонирования. Дополнительный оптимизм, по словам Синклэра, добавляет то, что успешность самого клонирования улучшилась в разы – с 3% эмбрионов для Долли и других первых клонированных животных до 30% сегодня. Это открывает возможности по использованию клонов в научных опытах и позволяет задуматься о пополнении популяции диких животных, которым сегодня угрожает вымирание.

Раскрыты неизвестные подробности жизни овечки Долли