Первая отечественная антарктическая станция Мирный отмечает 60-летие

Антарктида. Радиоинженер Петр Целищев поднимает государственный флаг СССР над антарктической станцией Мирный
Антарктида. Радиоинженер Петр Целищев поднимает государственный флаг СССР над антарктической станцией Мирный
Фото: © В.Богомолов /Фотохроника ТАСС
Первая отечественная антарктическая станция Мирный отмечает 60-летие со дня открытия — 13 февраля 1956 года. Зимовочный состав — 21 человек, который вторые сутки работает на станции в автономном режиме, отметит юбилей собранием с обязательным историческим экскурсом и праздничным обедом. Об этом рассказал корреспонденту ТАСС заместитель начальника Российской антарктической экспедиции Вячеслав Мартьянов. «На Мирном сегодня обязательно будет общее собрание. Начальник станции расскажет молодым полярникам об ее истории, проинструктирует их об опасностях со стороны ледника, вечером будет общий праздничный обед», — сказал он. Как рождался Мирный В день открытия станции участники 1-й континентальной антарктической экспедиции Академии наук СССР (первая экспедиция называлась континентальной, вторая и третья — комплексными, а затем советскими — российскими, — Музей Арктики и Антарктики) над ней подняли советский флаг, провели праздничный митинг. Этот флаг, поднятый радиоинженером Петром Целищевым, в подлиннике можно увидеть в постоянной экспозиции Музея Арктики и Антарктики. «Строительство станции, выгрузка провизии и оборудования и рекогносцировочные работы шли одновременно, работы были очень здорово организованы и даже вещи и оборудование лежали на экспедиционных судах в том порядке, в котором должны были понадобиться», — вспоминает участник первой экспедиции Владимир Ходырев. Он пришел в Антарктиду на дизель-элетроходе «Лена» в должности четвертого штурмана, в 80-х годах работал председателем Ленгорисполкома, а сейчас работает заместителем председателя Совета ректоров петербургских вузов. После той экспедиции он еще трижды побывал в Антарктиде, в том числе 15 января нынешнего года, и на станции Новолазаревская попарился в самой южной русской бане не Земле.
Экспедицию доставили на шестой континент на трех судах — двух дизель-электроходах ледового класса «Обь» и «Лена» и Рефрижераторе №7 — он перевозил исключительно провиант. Станцию строили участники зимовки и команды судов. Высадка на континент началась 5 февраля. «Швартовались прямо к ледовому обрыву высотой 25 метров и перегружали на лед оборудование и грузы», — говорит Ходырев. Дата открытия — 13 февраля, была выбрана потому, что «Оби» уже нужно было двигаться в обратный путь. «Начальник экспедиции Михаил Сомов был чужд каким бы то ни было суевериям, поэтому станцию открыли 13 числа», — пояснил Ходырев. Строительство завершилось к 17 марта. После этого Антарктиду покинул и дизель-электроход «Лена», впервые оставив на ледовом континенте на зимовку сотню смельчаков.
К 60-летию Мирного Музей Арктики и Антарктики развернул временную выставку. На семи планшетах показана фотоистория открытия станции, — рассказала корр. ТАСС куратор выставки, научный сотрудник музея Арктики и Антарктики Наталия Боярская.
Во время высадки на берег произошла трагедия. 20-летний тракторист Иван Хмара ушел под лед вместе с трактором. Его похоронили на острове Буромского, вблизи от континента. Сварили из железа саркофаг и укрепили на камнях. Земли здесь нет, остров представляет собой скалу. Сейчас на кладбище покоится более 60 полярников — жертв пожаров, несчастных случаев (кто-то провалился в трещину в леднике, кто-то потерялся в ураган и замерз, разбился на самолете). Поминки по всем погибшим в Антарктиде устраивают в День танкиста, во второе воскресенье сентября. А в самом южном православном храме — на станции Беллинсгаузен, погибших полярников поминают каждое воскресенье.
"Станция Мирный — не самое благоприятное место в Антарктиде. Здесь очень опасно — постоянно дуют сильные ветра, образуются трещины в леднике. По-другому работает техника, иной расход горючего — все не так как в Арктике. Но тогда, в 1956 году об этом никто не знал, все было впервые и постигалось на практике", — говорит Наталия Боярская. Мех заменили перкалью
"В Антарктиду на первую зимовку привезли много одежды, типичной для коренных народов крайнего севера. Но она не пригодилась, работать в ней было просто невозможно — тяжелая, длинная, намокает и плохо сушится", — рассказала Боярская. Поэтому в ход пошли перкалевые комбинезоны. Перкаль похожа на тонкий брезент с серебристым прорезиненным напылением. Ее использовали для палаток, а полярники в Антарктиде стали надевать перкалевые комбинезоны поверх ватников. В экспозиции музея хранится такой костюм, принадлежавший начальнику первой экспедиции Михаилу Сомову. Здесь же его дневник, записные книжки и опасная бритва.
Владимир Ходырев рассказал, что для участников экспедиции большой неожиданностью стала мощная солнечная радиация и совсем другой, чем в Арктике лед — «рыхлый, он не держал трактора, и невероятно красивый при этом».
Первый поселок построили по той же схеме, которая применялась на дрейфующих арктических станциях — из панельных разборных домиков. «Домиков было много, в Мирном даже была улица Ленина. Но эта технология для Антарктиды оказалась неудачной. Домики заносило снегом по самую крышу и людям иногда приходилось выбираться оттуда через верх», — говорит ученый. После того как поселок занесло настолько, что он стал фактически не пригоден для дальнейшего использования, применили другой тип построек — на металлических сваях. «Сваи позволяли снежному бурану свободно проходить в любую сторону и не накапливать снег возле строений», — пояснила собеседница агентства. «Современные постройки Мирного возведены в 1971-1978 годах», — сообщил Вячеслав Мартьянов.
В чем была и есть задача Мирного
В музее Арктики и Антарктики сохранились материалы, из которых следует, что в 1956 году планировалось построить сразу три станции, найдя для них подходящие места. От береговой станции Мирный был предпринят поход вглубь континента, но далеко уйти не удалось. Разбили базу Пионерская, где зазимовали 4 человека в крайне сложных условиях. Станцию Восток в глубине континента удалось открыть только в следующем, 1957 году.
Эти две станции — Мирный и Восток получили название по шлюпам первооткрывателей Антарктиды. 16 (28) января 1820 года к ледовому континенту подошла русская экспедиция во главе с Фаддем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым на шлюпах «Восток» и «Мирный». Береговая станция Мирный была жизненно-важным инфраструктурным узлом для снабжения провиантом и горючим внутриконтинентальной станции Восток. И выполняла эту функцию с 1957 по 2004 год. В 2004 году вездеход из санно-гусеничного поезда, двигавшегося с Мирного на Восток упал в огромную трещину, образовавшуюся в леднике. «Она была глубиной 28 метров, это высота 9-этажного дома. Водитель вездехода погиб, извлечь его из трещины смог только вызванный с Большой Земли отряд „Центроспаса“ МЧС», — рассказал Вячеслав Мартьянов. Дорога с Мирного на Восток оказалась закрытой. Население станции сократилось с 200-50 человек в разные сезоны до 15-20. Санно-гусеничные поезда на Восток с 2005 года стали отправлять со станции Прогресс.
К образованию трещин приводят активные климатические процессы. Коварство этих трещин, по словам Мартьянова, в том, что их глубина и ширина могут достигать нескольких десятков метров — вплоть до 100 метров в глубину, но трещины не видны, так как прикрыты снежными мостами. Обнаружить их можно лишь с помощью специальной аппаратуры.
По той же причине из-за опасных трещин в леднике 26 лет на Мирном закрыли аэродром. В этом году его удалось восстановить после трехлетнего поиска безопасной площадки. И накануне юбилея на снежно-ледовый аэродром Мирного сел первый самолет на санно-колесном шасси.
В настоящий момент станция Мирный — это два маленьких поселка, расположенных на островках выхода на поверхность ледника коренной породы на расстоянии 800 метров друг от друга. В каждом из них по 4 дома — в одном Дом радио, кают— кампания, лаборатория и склад, в другом — жилой дом, ТЭЦ, гараж и мастерские.
Стратегическое значение станции в метеорологических наблюдениях. «Мы имеем на станции Мирный самые длинные — на протяжении 60 лет, ряды непрерывных наблюдений за погодой, что позволяет вести научный анализ глобальных климатических изменений. Наблюдения длиной 6-8 лет для такой работы неприменимы», — подчеркнул начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин.
Владимир Ходырев подчеркнул, что работа в Антарктике, начавшаяся в Советском Союзе на регулярной основе 60 лет назад, позволила сохранить континент как демилитаризованную зону, сохранить Антарктиду в первозданном виде без масштабной хозяйственной деятельности, что закреплено договором об Антарктике. Сегодня для России исследовательские работы в Антарктиде, по его словам — «важный элемент национальной безопасности, так как на континенте расположена часть наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС». До этого потребности страны в обеспечении связи поддерживалась с бортов судов научного флота, курсировавшего в Мировом океане.
Быть в курсе главных новостей вы можете, подписавшись на канал Рамблер/новостей в Telegram
Комментарии закрыты