Ещё

Ученые: наши предки спали меньше, чем мы

Они исследовали сон представителей коренных этнических народностей Африки и Южной Америки, образ жизни которых наиболее приближен к укладу древних общин охотников и собирателей.

В течение 1165 ночей ученые наблюдали за сном 98 участников исследования и установили, что ночью все они спят в среднем 6,5 часов.

Для сравнения, большинство жителей США спят по семь часов. Это было установлено в результате масштабного опроса.

В ходе исследования ученые также обнаружили, что температура воздуха в гораздо большей степени влияет на то, как человек спит, чем освещение.

"Я вдруг понял, что эти стремительно сокращающиеся этнические группы [участвовавшие в исследовании] — наш последний шанс понять, каким был человеческий сон до тех пор, пока мы не насоздавали различных цивилизаций", — говорит профессор Джером Сигал из Университета Калифорнии.

"Абсолютно ясно одно: они не спали больше нас", — добавляет ученый.

Масштабный эксперимент

Искусственный свет, телевизор допоздна, а теперь еще и смартфоны, с которыми мы не расстаемся даже в постели: принято считать, что современные технологии мешают нормальному сну.

Чтобы проверить, так ли это, ученые провели эксперимент с участием представителей народностей Хадза из Танзании, племени Сан из Намибии и индейцев Тсимане из Боливии.

На добровольцев надели специальные наручные часы, с помощью которых осуществлялось наблюдение за сном.

"Время и продолжительность сна у всех трех групп оказалась одинаковой. Это дает мне определенную уверенность в том, что результат связан с проявлением в них принадлежности к одному биологическому типу людей, а не обусловлен жизненными ситуациями, в которых они находятся. Ведь эти ситуации у трех групп разные", — говорит профессор Сигал.

Кроме того, что все участники эксперимента спали по 6 часов 25 минут, ученые также установили, что все они очень редко ложатся подремать в дневное время.

Никакой бессонницы

Согласно некоторым записям, европейцы просыпались ночью, и, таким образом, их ночной сон состоял из двух частей. При этом, говорят ученые, среди ранних общин охотников и собирателей ничего такого не было.

Ученые с удивлением обнаружили, что естественный свет не так уж влияет на состояние сонливости или бодрствования, как принято думать. Большинство участников эксперимента засыпали примерно через три с половиной часа после захода солнца.

Важным фактором является температура.

"Мы увидели удивительную вещь: сон продолжался все время, пока понижалась температура. Как только она достигала нижнего предела, люди просыпались", — делится Сигал.

И хотя древние люди спали гораздо меньше, чем предписано сомнологами (7-9 часов в день), они не жаловались на усталость, утверждают ученые.

Бессонница была крайней редкостью на ранних этапах жизни человечества, а у двух из трех групп-участниц исследования такого слова даже нет в лексиконе.

Ещё 1 источник