Эксперт: археологи могут найти гробницу Чингисхана и забытые города майя

Ответы на целый ряд исторических загадок, волновавших ученых на протяжении столетий могут получить в ХХI веке археологи за счет использования новейших технологий. С таким прогнозом выступил в интервью журналу National Geographic известный американский археолог Фредрик Хиберт. "Использовние лидаров — дальномеров оптического диапазона — даст возможность археологам заглянуть под покров джунглей в таких странах, как Гондурас и Белиз и найти древние поселения, до сих пор неизвестные науке", — считает он. В то же время использование георадаров даст возможность «заглянуть» под землю и, не проводя раскопок, искать памятники прежних веков. В этой связи он отметил, что в рамках проекта «Долина ханов» с помощью данных со спутников его группа ведет поиск района, где может находиться гробница Чингисхана. "Хотя мы пока ее не нашли, это — великолепный метод изучения больших территорий и поиска сравнительно мелких объектов, — отметил он. — В конце концов, тут все дело в цифрах: чем большая территория будет изучена, тем большая вероятность находок. Почему бы нам не найти в результате могилу Чингисхана? Или гробницу Александра Македонского?" Археологам уже известно место неподалеку от Сианя, где находится гробница первого китайского императора Цинь Шихуанди (259 г до н.э. — 210 г до н.э.), однако они не вскрывают захоронение из опасений повредить его. «Георадары и магнетометры дадут возможность изучить внутреннюю структуру гробницы, а со временем будут созданы миниатюрные роботы, которые смогут проникнуть в гробницу и собрать информацию, не повредив сооружение», — считает археолог. Еще одним открытием, которое ожидает историков и археологов в будущем, станет, по его мнению, расшифровка минойской письменности, так называемого «Линейного письма А», появившегося, вероятно, в ХIХ-Х веках до н.э. «К настоящему времени найдены около 1400 предметов с надписями этим письмом, — напомнил он. — Почему бы не использовать сверхмощный компьютер для расшифровки?». Еще одна археологическая загадка, которая может быть разгадана в нынешнем веке — это огромные рисунки в пустыне Наска, видимые только с большой высоты. По мнению Хиберта, для решения этой задачи необходим как суперкомпьютер, так и большой объем геологических исследований. В условиях глобального потепления климата археолог не исключает, что при отступлении ледников «очень вероятно» будут найдены останки неандертальца, обитавшего на европейском континенте 30-40 тыс. лет назад, а таяние вечной мерзлоты на берегах Канады позволит разыскать места стоянок древних викингов, совершавших плавания в Америку.

Работа скульптора Ивана Коржева "Чингисхан". 2008 год