Ещё

Строительство школ по концессии: в чем выгода инвесторов и Сбербанка? 

Фото: BFM.RU

Новые школы в России хотят строить по концессии. Так предполагается решить проблему их нехватки. Инвесторам предложат вложить в строительство школ 30% стоимости проекта. На оставшиеся 70% Сбербанк выделит застройщику кредит, а залогом будет право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей Сбербанка и двоих не названных банкиров.

Похожую схему применяют в строительстве дорог. Но на последних можно заработать, сделав участки дороги платными. Здания школ коммерческого использования не предполагают. Поэтому государство будет в дальнейшем компенсировать расходы инвестора на строительство школы — выплачивать фиксированную сумму из бюджета. Правда, в какие сроки застройщик получит компенсацию, пока неясно, говорит генеральный директор ассоциации «Мегапир», председатель Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин:

— Реализация подобных проектов инфраструктурных с использованием коробочной концессии это хорошая, правильная и логичная попытка перенять западный опыт. На Западе уже достаточно давно сложилась практика, когда государство, инвестор и банк договариваются о том, что будет реализовываться девелоперский проект по строительству каких-то районов, микрорайонов. И кредит на строительство инфраструктуры, в частности детских садов, школ будет выдаваться банком. При этом государство, по заранее оговоренному графику в последующем затраты инвестора на строительство инфраструктуры, будет погашать за счет налогов, которые будут идти от этого микрорайона, от конгломерата, скажем так, жилищного. Попытка применить этот инструмент аналогичная и правильная. Другое дело, что здесь возникает ряд проблем. В Сургуте пробуют применять подобные схемы. Инвестор, у него нет четкой картины, в какие сроки он вернет свои средства от строительства детского сада и школы. Нет сложившейся четкой практики, нет сложившейся программы, механизма возврата.

— Как можно в дальнейшем школы использовать по концессии? Можно как-то заработать? Если нет, в чем тогда смысл?

— Как раз-таки школа и детский сад — это не те объекты, на которых можно заработать. Это сделать можно за счет эксплуатации микрорайона, тем самым покрыть вот эти расходы. Обычно концессионная схема предусматривает, что часть средств возвращает государство от налогов. Части налогов, которые идут от этого микрорайона.

Сбербанк также еще не определился со ставкой для кредитов под концессионное строительство школ. Но выглядит достаточно привлекательно для всех трех сторон. И, прежде всего, для банка, говорит главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко.

Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «Но если в бюджете заложена еще сумма на компенсацию расходов по процентам, то строительной организации все равно. Если заложено, то он все получит — свой фронт работ, займет своих рабочих, иначе это бессмысленно. То есть получается, нагрузку несет бюджет. Процентные платежи кто-то должен заплатить Сбербанку, чтобы ему стало выгодно. Единственный, кто может заплатить, — это бюджет. У строителей же, мягко говоря, спрос-то потихоньку обнуляется, их нужно занять чем-то. Вот придумали в Москве, чтобы строители не разбежались и не разорились, занять их реновацией. Сейчас займут еще школами, чтобы пережить трудные времена. И школы получат, и Сбербанк заработает, и строители не разорятся — прекрасная схема. Выигрывают все. Государство получает школы, строители — подряд, занимают сами себя, а Сбербанк — проценты по кредиту. Народ получает образовательные учреждения.

Запрос от инвесторов уже есть на 12 таких проектов общей стоимостью 12 млрд рублей, говорят представители Сбербанка. В схеме заинтересованы и региональные власти. В Ханты-Мансийском автономном округе в инвестиционную программу включено более 50 школ, в Новосибирской и Свердловской областях — по четыре и шесть пилотных проектов соответственно.

Читайте также
Новости партнеров
Больше видео