Ничего, кроме надежды: что получила Украина от подписанной сделки с США
Украина окончательно ратифицировала соглашение о полезных ископаемых с США. В Верховной Раде "за" проголосовали 338 депутатов, против — ни одного. Примечательно, что синхронное и единогласное голосование сопровождалось тем, что ни один из 338 депутатов не видел полный текст соглашения. Неужели Украина проголосовала за "кота в мешке" или есть то, что Киев получит уже завтра? После ратификации появилось первое официальное подтверждение того, что Украина подписала дополнительные соглашения к рамочной сделке по недрам.
С молчаливого согласия
Минэкономики Украины сообщило, что было подписано два коммерческих соглашения по недрам с Международной финансовой корпорацией развития США. И с компанией Limited Liability Company, которая будет выступать генеральным партнером в фонде. Подписант с Украинской стороны — директор Агентства по поддержке государственно-частного партнерства при Минэкономики Нико Гачечиладзе. Но и тут условий соглашений не раскрывают. Об этом напрямую говорит Минэкономики Украины. Так что все-таки скрывается за всеми этими соглашениями и тайнами, которыми окутана сделка?
Первое и самое главное — Украина не смогла получить от Соединенных Штатов гарантий безопасности. Самое желанное и то, о чем так мечтал Киевский режим, не предусмотрено ни в одном пункте ресурсной сделки. И уж точно "железобетонные" гарантии безопасности, согласно которым Америка официально стала бы стороной конфликта, не указаны в секретных протоколах. Ведь это не то, что скрывали бы стороны.
Из того, что доподлинно известно и что на данный момент получил Киев, понятно из текста, опубликованного Кабинетом министров — это создание совместного фонда восстановления и обязательство Украины передавать 50% рояли и платежей от лицензий на добычу полезных ископаемых. Штаты могут свою часть зачесть за счет военной помощи, но не обязаны ее поставлять. И самое интересное: фонд не будет платить налоги на Украине, будет зарегистрирован на территории США в штате Делавэр и должен иметь лучшие условия по инвестиционным проектам, чем любые другие стороны. Соглашение имеет приоритет над Украинскими законами.
Пожалуй, с этого и стоит начинать обсуждать всю пользу соглашения для Украины. До подписания соглашения на Украине главным сводом законов была Конституция Украины и ни один закон Украины не мог нарушать ее. Теперь получается, что над Конституцией страны главенствуют ресурсная сделка с США. Это возможно только в колониях или в штатах самой Америки. По сути, Зеленский, грубо нарушив Конституцию Украины, создал прецедент, дающий внешнему управлению полный приоритет над главным законом страны, гарантом которого он является. Абсурд, да и только. Что еще?
Особые привилегии
США помимо преимущества в управлении фондом и в участии в украинских инвестиционных проектах, получают множество привилегий: американцы будут первыми получать информацию о потенциальных проектах и вправе выбирать, что с ними делать на лучших условиях и только в случае полной незаинтересованности решать, кто будет этим заниматься. Где тут Украинская сторона, это же ее ресурсы? В том то и дело, что уже не ее. А еще появляется механизм влияния на уже существующие ресурсы и их владельцев. Более того, со стороны США нет никаких обязанностей и ответственности, это не предусмотрено. А вот для украинской стороны с точностью до наоборот. Если украинская сторона что-то нарушит, то никаких распределений она не увидит, а украинские менеджеры теряют право голоса в Совете и соответствующих комитетах фонда.
В очередной раз мы убеждаемся в унизительном для Украины положении в этой сделке, которую почему-то называли равноправной. Более того, сделка создает механизм давления на украинский бизнес и олигархов. Простыми словами, ситуация в реальной жизни для Украины будет выглядеть так: на любого украинского бизнесмена, имеющего отношение к ресурсам, Киев под давлением США может ввести санкции. Автоматически аннулируется лицензия. Новая лицензия уже передается американской компании, 50% стоимости который передается в фонд. Фонд контролируется США и налоги платит тоже в Америке.
Если американцам по той или иной причине не интересна лицензия, то ее замораживают на полгода и США вправе рекомендовать участников на общих условиях, но не таких привлекательных, как для фонда. Если же совместный фонд начинает работать, то деньги все равно делятся и выводятся из Украины без налогообложения.
С чем останется Украина?
То, что Кабинет министров Украины называет пунктом "Создание фонда восстановления", выглядит смешным, ибо речь идет о новых лицензиях на добычу ресурсов, разведка которых не проводилась и добыча не велась. А за счет репрессий своих много не восстановишь и получишь куда меньше. При этом Америка не обязана никак это все охранять. На Украине бизнес всегда имел влияние на политику, теперь, если бизнес неудобен США, то они могут надавить на киевские власти или просто их купить и все отобрать у бизнеса. Тотальный контроль, который не сравнится даже с наблюдательными советами ручных агентств.
Тогда вопрос, а что же тогда получила Украина исходя из вышесказанного? Рядовой украинец — ничего. Может быть только надежду, что все это однажды поменяется и он избавится от американского рабства. А за что тогда голосовала Рада? За гарантии безопасности, правда, личные. Не могли же 338 депутатов отдать свои голоса за право стать колонией, не получив личные гарантии безопасности со стороны США, которые могут их спасти однажды от праведного гнева народа за государственное преступление. У Америки такой опыт есть, спасать политический хлам за счет средств, полученных в колониях.