Войти в почту

Сенатор Клишас: Закон о местном самоуправлении приблизит власть к народу

Одноуровневая система местного самоуправления и новый подход к распределению полномочий органов местного самоуправления позволят избежать дублирования функций и, с другой стороны, перекладывания ответственности с одного уровня муниципалитета на другой. В настоящее время в Госдуме идет подготовка к рассмотрению во втором чтении соответствующего законопроекта. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас 19 ноября на заседании Совета по местному самоуправлению при палате регионов.

Сенатор Клишас: Закон о местном самоуправлении приблизит власть к народу
© Парламентская газета

Проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» был принят в первом чтении в 2022 году, и, по словам сенатора, документ «является финалом большой работы, которая совместно с Государственной Думой проводилась после конституционной реформы».

«То есть практически все блоки мы отработали, остался достаточно большой блок местного самоуправления. Он оказался в то же время и самым сложным. На наших коллег в Государственной Думе легла огромная работа, потому что я знаю, что каждая поправка комитета Павла Владимировича Крашенинникова (председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству. — Прим. ред.) или других комитетов Государственной Думы, отрабатывалась очень неформально, была широкая дискуссия с муниципальным сообществом», — сказал сенатор. 

Ключевая новелла законопроекта — это одноуровневая система местного самоуправления и новый подход к распределению полномочий органов местного самоуправления, «что позволит избежать дублирования функций и, с другой стороны, перекладывания ответственности с одного уровня муниципалитета на другой», напомнил Андрей Клишас.

«Коллеги, я думаю, что многие помнят слова президента, когда он говорил о том, что гражданину страны абсолютно все равно: он должен прийти на любой уровень публичной власти и получить совершенно адекватный ответ. А это уже ваше дело — представители законодательной и исполнительной власти, — как вы организуете собственную работу, вопросы, связанные с распределением полномочий и соответствующих финансовых ресурсов. Но вы не можете футболить человека с его проблемой с одного уровня власти на другой. И отчасти этот закон направлен на то, чтобы выполнить соответствующие установки, которые были даны президентом в ходе конституционной реформы», — добавил глава комитета. 

Он напомнил, что на одноуровневую систему перешло уже порядка 20 субъектов, частично 26 субъектов, и еще значительная часть в настоящее время планирует провести такую работу. «Тенденция такая существует, я думаю, что закон поможет регионам наилучшие практики друг у друга перенять», — уточнил он.

«Территориальные основы организации местного самоуправления — тоже достаточно сложный вопрос. С точки зрения определения понятия местного самоуправления отмечу, что законопроектом дополнительно подчеркивается его правовая природа как формы народовластия и конкретизируются цели формирования МСУ. Конституция в 130-й статье предусматривает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью. А законопроект акцентирует внимание на том, что местное самоуправление формируется в целях обеспечения жизнедеятельности населения, вопросов местного значения», — подчеркнул Клишас.

В соответствии с законопроектом предусматриваются три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородское муниципальное образование города федерального значения. Предлагается более четко и последовательно изложить критерии формирования такого вида муниципального образования, как муниципальный округ. Кроме того, законопроектом предусматриваются особенности формирования местного самоуправления на отдельных территориях. 

«И знаете, наверное, мы пытаемся выработать такой подход, чтобы в дальнейшем как можно меньше исключений делать из общего закона. Если вы посмотрите на историю того, как у нас функционируют органы власти в городах федерального значения, вы увидите, что у нас законодательство просто переполнено разного рода специальными нормами и исключениями. Конечно, хотелось бы выработать подход, который в дальнейшем будет удобен для всех субъектов Российской Федерации», — резюмировал Андрей Клишас.