Войти в почту

Косачев рассказал подробности разворота над Атлантикой

23 года назад, 24 марта 1999 года, войска НАТО начали бомбардировки Югославии. Премьер-министр России Евгений Примаков, направлявшийся в тот день с визитом в США, распорядился развернуть самолет над Атлантическим океаном и вернуться в Москву. Тот легендарный эпизод вошел в историю под названием разворот над Атлантикой. Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев, тогда летевший с Примаковым в одном самолете в качестве его помощника по международным вопросам, рассказал RT, почему премьер-министр принял такое решение, а также раскрыл другие подробности того дня.

Косачев рассказал подробности разворота над Атлантикой
© Парламентская газета

Сенатор рассказал, что Примаков решил развернуть самолет после звонка вице-президента США Альберта Гора, в котором тот заявил о скором начале бомбардировок Белграда. Предварительно премьер-министр получил согласие президента России Бориса Ельцина, которому пришлось звонить посреди ночи. Быстрому возвращению в Москву могла помешать только нехватка топлива, но оно оказалось в нужном количестве, вспоминает Косачев. В тот момент на борту также находились замминистра иностранных дел Георгий Мамедов, курировавший отношения России с США, генеральный директор ИТАР-ТАСС Виталий Игнатенко и еще около 100 человек.

Примаков был приятно удивлен реакцией делегации, встретившей его слова о возвращении в столицу аплодисментами. «Это было такое единодушное одобрение этой принципиальной позиции, несмотря на усталость, несмотря на желание побыстрее завершить полет. Все понимали, что это история и что история творится на их глазах», — рассказал сенатор. В общей сложности полет занял 26 часов.

«С моей точки зрения, это абсолютно точно поворотная точка и в прямом, и в переносном смысле в отношениях России и Запада. Это обозначение нами категорического несогласия с линией Запада на выстраивание однополярного мира», — отметил Косачев. В конечном итоге это предопределило весь дальнейший ход событий. «Тогда из этой точки мы могли бы выйти, сохранив все-таки доверие друг к другу, сохранив партнерство в тех вопросах, которые объединяют Россию и Запад. Но мы продолжили движение в противоположных направлениях по той причине, что Запад никоим образом не пересмотрел свою линию в отношении окружающего мира, в отношении Российской Федерации, а во многих ситуациях просто-напросто усугубил. Вот так проходил этот важнейший сюжет в современной истории международных отношений» — отметил сенатор.

Глава Россотрудничества Евгений Примаков рассказал, что его дедушка Евгений Максимович Примаков не считал свой поступок экстраординарным. «Я не мог продолжать эту поездку и поэтому вернулся», — рассказывал премьер-министр внуку.