Войти в почту

«Шила в мешке не утаишь». Диаспоры не увидели необходимости в законе, отменяющем национальность преступников

Пока в России не утихают споры вокруг законопроекта о запрете освещать национальность преступников в СМИ, представители диаспор изложили Daily Storm свой взгляд на эту проблему и предложили пути решения. Мнения разделились. Глава Союза армян России предупредил, что закон не сможет противостоять «сарафанному радио», перед которым бессилен даже президент. В раввинате России полагают, что российское общество и так достаточно толерантно. В узбекской культурной автономии готовы смириться с упоминанием нации, главное — не трогать религию. А председатель «Казахской диаспоры» и вовсе считает, что журналистам нужно поучиться, прежде чем освещать «национальный вопрос».

«Шила в мешке не утаишь». Диаспоры не увидели необходимости в законе, отменяющем национальность преступников
© Daily Storm

Парламент Чеченской Республики внес в Госдуму законопроект, запрещающий упоминание национальности преступников в материалах СМИ. В поддержку запрета также выступили замруководителя администрации президента Магомедсалам Магомедов, муфтий столицы и имам Московской соборной мечети Ильдар Аляутдинов и депутат Госдумы Султан Хамзаев.

Суратбеку Абдурахимову, президенту Узбекской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга «Узбегим», как и инициаторам законопроекта, не нравится, когда в СМИ упоминают национальность. Но в то же время он считает, что в новостях это бывает необходимо. Например, когда нужно разграничить представителей стран СНГ и республик РФ. Главное, чтобы не указывали религиозную принадлежность. 

«Пусть будет ни нашим, ни вашим, национальность можно указывать. Допустим: представитель Чечни, представитель Узбекистана. Из песни слов не выкинуть. Но без религии только», — предложил компромисс Абдурахимов.

Руководитель национально-культурной автономии полагает, что в новостях достаточно озвучить фамилию подозреваемого. Пытливые зрители или читатели смогут самостоятельно сделать выводы, к какой нации и конфессии тот может принадлежать. 

«Вот смотрите — Абдурахимов. Сразу понятно, что я мусульманин. Не обязательно говорить, что я мусульманин, это и так понятно. Представитель Чечни, Азербайджана, Таджикистана — понятно, что они мусульмане. Зачем два раза повторять и тратить лишние строки, чернила и краску?!» — рассуждает президент «Узбегима». 

В представительстве главного раввина России Берла Лазара заявили, что в сообщениях российских СМИ о правонарушениях, как правило, национальность и вероисповедание подозреваемых и так не указывается. 

Оценивать возможные последствия принятия законопроекта, а также насколько он соответствует Конституции РФ, раввинат не берется. По его мнению, это прерогатива квалифицированных юристов по конституционному праву. 

«Опасность возникает тогда, когда на основе информации о правонарушителе кто-то начинает делать вывод в целом о сообществе, к которому он принадлежит. В качестве мишени может быть выбрано любое сообщество. Пресекать нужно именно неверные обобщения. В целом российские граждане вполне толерантны и в большинстве своем не склонны к ненависти. Большую работу в этом направлении проводит и государство», — заявил Гершон Коган, пресс-секретарь Берла Лазара.

Организация признает, что среди евреев, как и среди любой этнической группы, есть те, кто попадает в исправительные учреждения. Однако при этом начальство исправительных учреждений отмечает, что евреи — нечастые гости в их стенах и, попадая туда, ведут себя, как правило, примерно. По словам Когана, это в том числе заслуга еврейской общины, прилагающей большие усилия по опеке заключенных.

Полат Джамалов, председатель московского фонда «Казахская диаспора», считает, что в некоторых случаях можно сообщать национальность. В первую очередь если речь идет о ситуации, возникшей из-за межнациональной розни.

«Там, где есть ситуации, вызванные межэтническими мотивами, надо указать [национальность]. Что здесь что-то произошло между ребятами той и той национальности. Может быть, там действительно виной тому какая-то межэтническая история», — говорит эксперт. 

Также это касается позитивных новостей, где освещаются черты характера, менталитет, исторические и культурные аспекты того или иного народа. 

«Но когда разговор идет о негативе, при этом нет оснований считать, что данная тема появилась в публичном поле лишь потому, что виновник казах или татарин, — это уже бред собачий. Это не потому, что они дети своей национальности. А потому, что их угораздило так вырасти, с таким образованием и интеллектом, что они пошли на такие преступления», — выразил свое мнение Джамалов. 

В свою очередь сотрудникам СМИ, по мнению председателя «Казахской диаспоры», нужно научиться ставить правильный диагноз того, о чем они пишут и что освещают. Если какой-то инцидент имеет межэтнический характер — да, там это уместно указать. Но крайне важно четко выявить, сформулировать, определить этот межэтнический мотив, который явился источником межэтнического конфликта. Если раньше в профессии были журналисты, которые могли сделать подобный анализ, то сейчас Джамалов таких не видел уже много лет.

«К сожалению, я констатирую, что если раньше еще была возможность пообщаться с представителем СМИ, который обладал объемом знаний и пониманием, о чем он пишет, то в последние годы я не могу увидеть их. Но зато желающих писать на эту модную тему — пруд пруди. Когда начинаешь с этим человеком предметно говорить, ты понимаешь, что он абсолютно не в теме, но он «выполняет поручение», не более», — поделился наблюдениями представитель казахской диаспоры. 

Хоть на первый взгляд предложение чеченского парламента выглядит уместным, есть несколько «но», считает Ара Абрамян, президент Союза армян России и член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям. 

Во-первых, его организация после каждого инцидента с представителями армянской национальности старается взять ситуацию под общественный контроль и ведет активную воспитательную работу через общинные структуры. СМИ в такие моменты нередко служат подспорьем в этом деле, позволяя прилюдно пристыдить нарушителей. 

«Перспектива такой публичности порой является сдерживающим фактором, чтобы правонарушители понимали, что этого нельзя делать. Что они позорят своих родителей, свой народ. Если этого не будет, то страх быть осужденным со стороны своих теряется», — объяснил Абрамян пользу от упоминания национальности преступивших закон. 

Следующее «но», по мнению президента Союза армян, — невозможность в наше время «утаить шило в мешке». Если бы не было интернета и соцсетей, закон еще как-то смог бы предотвратить пересуды по поводу нацпринадлежности преступника. Но в эпоху свободного распространения информации это попросту бесполезно. 

«Ни студент обычный, ни даже президент наш не может ничего скрыть — все равно кто-то напишет, кто-то расскажет. Даже то, что по закону запрещено говорить. От соцсетей ничего не утаишь. Даже сам этот человек, нарушитель где-то станет хвалиться, и это тоже попадет в Сеть. У нас сегодня информационно открытый мир. <...> Во время следственных мероприятий или суда, когда допрашивают, спрашивают же: откуда человек родом, кто по паспорту, как фамилия. Информацию эту один другому перескажет, и снова все узнают», — указал на бессмысленность противостояния свободе слова Абрамян. 

По его мнению, запретом проблему не решить. Необходимо в первую очередь вести профилактическую, воспитательную работу с молодежью, которой сейчас никто не занимается. Именно системная работа с подрастающим поколением и внимание к нему и будут иметь долгосрочный эффект. Только так и прививается уважение к Родине и окружающим, ответственность за свои поступки. 

«Нет плохих детей — есть плохое воспитание. Человек не рождается преступником. Есть упущение в тот или иной момент его жизни», — заявил президент Союза армян России. 

Законопроект чеченских парламентариев затрагивает такой острый вопрос, как национальный. И прежде чем принимать его, Абрамян, как председатель комиссии по информационному сопровождению Совета по межнацотношениям при президенте РФ, советует обсудить это в рамках круглого стола или дискуссионного клуба при участии всех заинтересованных сторон. 

]]>