Войти в почту

Поправки к закону об иноагентах внесены на рассмотрение в Госдуму

Госдуме предложили поправки к закону об иноагентах. Их подготовили в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте. И передали в Госдуму совместно с Союзом журналистов России. В принятый в 2014 году закон об иноагентах в 2019 году были внесены поправки, в результате чего в списки Минюста стали вносить как СМИ, так и физических лиц (большей частью журналистов, но не только), которых признавали «средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента».

Поправки к закону об иноагентах внесены на рассмотрение в Госдуму
© BFM.RU

Нынешняя редакция закона совершенно безграмотная, уверен председатель комиссии СПЧ по защите свободы слова и защите журналистов, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев:

Павел Гусев председатель комиссии СПЧ по защите свободы слова и защите журналистов, главред «Московского комсомольца» «Очень многие политики, включая председателя Госдумы, высказались за то, что закон нуждается в доработке. Насколько я знаю, и Песков на эту же тему говорил. Мне кажется, что была большая спешка, для чего-то очень нужно было, и, на мой взгляд, человек, который делал поправки, он никогда в жизни не знал о том, что существует закон о СМИ, существуют другие законы, существует Роскомнадзор и многие другие структуры, которые, в общем-то, достаточно убедительно в последнее время контролируют СМИ. Иногда в кавычки надо брать это слово. Не обсудив ни с журналистским сообществом, ни с Советом по правам человека, ни с различными комиссиями, да масса всех этих структур, которые этот закон могли бы привести в более-менее человеческий вид. По этому закону у нас там процентов 70 журналистов старше 50 и 40 лет могут стать иноагентами, потому что они все или награждались иностранными различными премиями, которых достаточно много в мире, плюс участвуют в различных симпозиумах, конгрессах, встречах, где они живут за счет принимающей стороны, значит, иностранные деньги. Они там кушают за иностранные деньги, поэтому все они иностранные агенты. Таких у нас тысячи журналистов, которые выезжали на различные международные мероприятия. Человек, который писал этот закон, достаточно необразованный и, в общем-то, недалекий».

Что бы ни утверждали авторы закона и Минюст, попадание в список исключительно усложняет жизнь десятков журналистов, которых часто на абсолютно непонятных основаниях внесли в него за последние несколько месяцев, считает член Совета по правам человека Ева Меркачева:

Ева Меркачёва член СПЧ и Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Поправок несколько, одна из самых важных: мы предлагаем, чтобы прежде, чем признать физическое лицо иноагентом или СМИ-иноагентом, было вынесено предупреждение и давалось время на устранение нарушения, мы определили срок в три месяца. Здесь мы убиваем двух зайцев. Первое — с самого начала известно, в чем подозревают. Потому что на сегодняшний день очень многие люди — физические лица и СМИ, которых признали иноагентом, долгое время добивались того, чтобы выяснить, за что. Они вели переписку с Минюстом, с разными органами, и только спустя время наконец им удавалось узнать, какие материалы легли в основу принятия вот такого сурового решения. Потому что как бы ни говорили изначально авторы этого закона, что нет никаких ущемлений прав тех, кто внесен в такой реестр, это неправда. На них накладывается ряд ограничений, ряд обязательств, весьма сложно с таким статусом существовать. Что у нас на сегодняшний день происходит? Например, журналист, которого признали иноагентом, опубликует в социальной сети фотографию своего ребенка маленького или фотографию мамы, бабушки, того, как он сварил борщ, приготовил пирог, все это он должен маркировать. Это выглядит абсурдно и оскорбительно. Мы бы очень хотели, чтобы репосты, цитирование СМИ, которое было признано иностранным агентом, или физического лица, чтобы это не считалось нарушением закона. Например, у нас некоторые журналисты получили статус иноагентов только за счет того, что они опубликовали ссылку на СМИ, признанное иноагентом, или просто какую-то новость, но все равно это не послужило основанием для того, чтобы их в этот перечень не включили».

Те, кто попал в список иноагентов, обязан регулярно подавать отчеты в Минюст о получении и расходовании самых минимальных сумм — даже если речь идет о покупке зубной щетки.

И маркировать абсолютно все публикации, в том числе и в соцсетях, длинной формулировкой заглавными буквами, в которой указано, что речь идет об иностранном агенте. Невыполнение требования даже по ошибке грозит административным или даже уголовным преследованием.