Войти в почту

В начале ноября зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заявил, что стоит расширить геномную экспертизу на всех жителей Российской Федерации. По словам чиновника, начинать надо с мигрантов, переходя к нарушителям закона, а затем и ко всем россиянам. Наверное, Выборный считает, что общество может поддержать такую инициативу. По крайней мере, судя по его словам, он на это наверняка надеется. В Государственной Думе же заявили, что сейчас рассматривается законопроект о процедуре по внесению ДНК в базу данных пока что только подозреваемых и преступников. Об этом сообщил глава профильного комитета Василий Пискарев.

Геном тоталитаризма
© Свободная пресса

За день до заявления Анатолия Выборного, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин обязал своих подчиненных разработать предложения регистрировать ДНК трудовых мигрантов, потому что участились преступления с их стороны. Бастрыкина поддерживает зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев. Свою позицию он объясняет по сути тем, что геномная экспертиза поможет раскрывать преступления более эффективно.

В настоящий момент процедура регистрации генетического кода человека в России распространяется только на отбывающих свой срок в «местах не столь отдаленных» зеков. В этом году список внесенных в базу данных планируют расширять – правоохранительные органы «дотянутся» даже до подозреваемых и совершивших административное правонарушение.

Примечательно, что Выборный не видит в геномной экспертизе простых граждан ничего противоречащего правам и свободам человека. Зампред, как и Эрнест Валеев, считает, что преступления мигрантов снизятся к нулю за счет регистрации ДНК. Даже хулиганы, по словам Анатолия Выборного, подумают дважды, прежде чем, например, испортить стену надписями, ведь их уже давно как-бы внесли в общую базу данных. Кроме этого, будет легко установить личность потерпевшего в преступлении, считает Выборный.

Несогласных с такими утверждениями искать долго не пришлось – поручения Бастрыкина не понравились депутату Госдумы VI и VII созывов от Дагестана, профессору Гаджимету Сафаралиеву. Слова Выборного же не понравились многим обывателям. Так, Сафаралиев заявляет, что ущемляются права приезжих, а приток трудовых мигрантов в Россию остановится. Для разбирательств с мигрантами есть миграционная служба, считает депутат седьмого созыва.

Вставшие против зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции жители России говорят, что человека, по сути, приравнивают к преступнику, так как данные о ДНК что нарушителя закона, что законопослушного гражданина находятся в единой базе. Но люди не понимают, что с помощью такой базы можно находить пропавших и опознавать погибших. В настоящий момент это, наверное, единственное оправдание ввести общую систему геномной экспертизы для населения России. В научных статьях, описывающих процедуру, сказано, что внесение ДНК в базу данных ничем не отличается от той же паспортизации. Но существует твердое мнение, что геномная экспертиза – очередной способ «приручить» российских жителей.

В эпоху пандемии с её QR-кодами и запретом выходить из дома, даже если ты просто встретился с родным тебе человеком, который заболел коронавирусом, внесение ДНК невиновного человека в базу можно посчитать просто неуважительным поступком по отношению к этому человеку. Если геномную экспертизу введут на общем уровне, то присовокупленные к этому событию распознавание лиц на камерах видеонаблюдения и тот же Face Pay станут четким признаком антиутопии в нашей стране. Избитая отсылка к роману «1984» уже не покажется хоть чуточку смешной.

Остается добавить, что даже Русская Православная Церковь выступает против тотального контроля над жителями РФ. Конкретно священники говорят о цифровых технологиях, но при этом упоминают конец света. По словам многих верующих, Антихрист придет в момент установления полной слежки за человеком. Конечно, сегодня часть россиян не верит в Бога, но даже если РПЦ говорит о вреде такого контроля над людьми, стоит задуматься.

«Если у нас хотят, чтобы данные всех наших граждан были в руках ЦРУ, Моссада и так далее, то пусть вводят, что делать. Я считаю, геномную экспертизу надо делать всем приезжим, мигрантам – вот этим товарищам надо её проводить. Чтобы можно было по ДНК определить преступника, потому что мигранты совершают очень много преступлений. Своих же граждан, я думаю, надо как-то обезопасить, и делать эту процедуру только с их согласия. Вот если человек согласится – пожалуйста, это его право, а делать все в приказном порядке, как вакцинацию, я считаю, что это неправильно» – так считает председатель Федерации профсоюзов работников органов внутренних дел России Михаил Пашкин. Эксперт ответил еще на пару вопросов.

– Как можно определить человека, совершившего административное правонарушение, по геномной экспертизе?

– Административные правонарушения разные бывают, допустим – пьянство, по бутылке, которую правонарушитель оставил или которой бросил в кого-то. На бутылке останутся отпечатки, его ДНК, слюна, по крайней мере. По всем правонарушениям не отследишь, когда, например, кто-то кого-то послал на три буквы, это по геномной экспертизе не определишь. Только когда человек оставил материал, то можно. Но в основном это будет использоваться, конечно, для уголовных преступлений.

– Что эффективнее с точки зрения контроля над россиянами – геномная экспертиза или цифровой контроль?

– В принципе, это одно и то же. Фактически, ДНК переводится в цифру, цифра витает в облачных серверах, оттуда хакеры могут грамотно её скачать. Как говорится, «хрен редьки не слаще», скажем так.