Войти в почту

Обнуление 2.0. Что сулит России закон Клишаса-Крашенинникова?

В ближайшее время главы российских регионов получат возможность избираться более двух раз.

Обнуление 2.0. Что сулит России закон Клишаса-Крашенинникова?
© Русская Планета

Соответствующий законопроект под названием «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» был внесён в Госдуму 27 сентября.

Авторами документа являются председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и руководитель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. Оба — члены победившей на парламентских выборах «Единой России».

«Законопроект предусматривает меры, направленные на улучшение качества жизни наших граждан, закрепляет механизмы эффективной реализации полномочий органов власти на каждом из их уровней, их согласованного функционирования и взаимодействия между собой. Ведь именно от своевременности и качества принимаемых решений зависит благосостояние граждан, обеспечение реализации их прав», — заявил Клишас РИА Новости.

Формально законопроект направлен на реализацию положений конституции о единой системе публичной власти и на совершенствование её организации в регионах. Но в реальности этот документ преследует куда более приземлённые и утилитарные цели.

Кадровый резерв

Законопроект Клишаса- Крашенинникова открывает дорогу для «обнуления» сроков нескольким влиятельным главам регионов. О том, что такой документ будет внесён в Госдуму и непременно будет принят при полной поддержке ЕР, политологи и telegram-каналы начали говорить ещё за пару месяцев до парламентских выборов.

Согласно утечкам, очередная инициатива властей продиктована, прежде всего, стремлением Кремля удержать на своих местах мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Московской области Андрей Воробьёва. По действующему законодательству срок полномочий обоих заканчивается в 2023 году.

«Обнуление» губернаторских сроков произойдёт в нашей стране не первый раз. Напомним, что законодательные изменения 2003 года позволили переизбраться Юрию Лужкову на должность градоначальника Москвы, а в 2007 году был переназначен на свой пост губернатор Московской области Борис Громов.

В начале 2020-х годов наблюдается похожая история. Собянин и Воробьёв считаются одними из самых успешных хозяйственников современной России и входят в неформальный кадровый резерв президента.

Абстрагируясь от политических пристрастий, важно сказать, что обоим деятелям удалось сформировать весомую копилку достижений, прежде всего, в виде серьёзно обновлённой инфраструктуры.

Столица наконец-то перестала быть базаром и приблизилась к статусу современного европейского мегаполиса с благоустроенными центральными улицами и достойно выглядящими дворами. При этом начала подтягиваться и область — обыватель стал меньше чувствовать разницу между Москвой и страной под названием «замкадье».

Да, чудес не произошло. С повестки дня не ушла проблема варварской полукриминальной застройки, коррупции, экологии, колоссальной разницы в уровне жизни, неравномерности зарплат, осталось много язв в системе здравоохранения и соцобеспечения.

И всё же трудно не заметить большого количества положительных изменений, особенно в сравнении с другими регионами РФ. В основе модернизации Московского макрорегиона находится не только куда более мощная налогооблагаемая база, но и мышление, направленное на рационализацию — поиск компромисса между стремлением хорошо заработать и выдать действительно качественный результат, который устроит большую часть людей.

Подводя предварительные итоги деятельности Собянина и Воробьёва, хочется отметить, что именно они стали своеобразными проводниками нового и в целом успешного в российских реалиях подхода к управлению регионами, где велика доля среднего класса, в массе своей нелояльного правящему режиму.

Учитывая дефицит толковых кадров, с точки зрения Кремля было бы непозволительной роскошью отказываться от услуг Собянина и Воробьёва в 2023 году.

Скорее всего, наверху боятся провалить президентские выборы 2024 года в одних из самых протестно настроенных субъектах федерации. К тому же предшествующий год станет непростым экзаменом для Собянина и Воробьёва — им вновь придётся победить, выдвинув новые программы. Логично предположить, что после переизбрания Кремль переложит на них ответственность за «перевыборы» Путина или выборы его приемника.

Как бы то ни было, оба функционера рассматриваются как не отыгранные фигуры в большой политике. Тем не менее, на ближайшие годы для них, видимо, не нашли мест в правительстве и администрации президента.

Что думают Собянин и Воробьёв сами — нам неизвестно, но на своих должностях, как представляется, они явно засиделись.

Ближе всего к синдрому «профессионального выгорания» находится мэр Москвы. Напомним, что с 2005 по 2008 года он занимал чрезвычайно многообещающую должность — руководитель администрации президента РФ. Такой пост фактически означал третье-четвёртое место в государстве. В дальнейшем положение, которое занимал Собянин, сулило либо кресло премьер-министра, либо кабинет в Кремле. Но пост главы государства на долгие годы оккупировал Владимир Путин, а место главы правительства занял сначала Дмитрий Медведев, а потом Михаил Мишустин.

С 2008 года по 2010 годы Собянин работал заместителем председателя правительства РФ-руководителем аппарата исполнительной власти. Это назначение тоже сохраняло шансы на достижение высшей цели, но в октябре 2010 года по представлению Дмитрия Медведева (на тот момент президента РФ) Мосгордума назначила его столичным градоначальником.

Два сценария

Особое положение Собянина в «высших эшелонах власти» ранее подчёркивалось его членством в Совете безопасности, а сейчас — присутствием на заседаниях правительства и Госсовета. Он по-прежнему считается топовым политиком, но «обнуление» отодвигает перспективу дальнейшего продвижения.

С Воробьёвым не столь очевидная история. Во многом его политический вес опирается на авторитет отца (сенатор Юрий Воробьёв) и неконфликтные отношения с Собяниным. В своё время он подвергся жёсткой критике Путина, но впоследствии смог вернуть расположение президента и сохранить шансы на рывок в карьере.

Что уготовано Воробьёву и Собянину, которому, в частности, давно прочат кресло премьера, сейчас прогнозировать невозможно. Трансфер верховной власти, если он наконец-то начнётся, будет осуществляться по малопредсказуемому сценарию.

Для будущего нашей страны важно, чтобы Путин всё же запустил процесс передачи или распределения своих безграничных полномочий. Российская система госуправления нуждается в модернизации, притоке новых толковых кадров с поправкой на уход и возвышение некоторых представителей «старой гвардии».

Возможно, что «обнуление» губернаторских сроков как раз и задумано под эту цель. В 2024 году Россия обретёт нового лидера, который в благодарность за обеспечение своей победы подтянет на высшие госдолжности Собянина и Воробьёва. Это была бы вполне разумная сделка.

Но нельзя исключать сценарий, при котором Путин вновь выдвинет свою кандидатуру на президентских выборах, отложив трансфер власти на вторую половину 2020-х годов. Президент о своих планах не распространяется и не в его характере анонсировать их публично. В любом случае провести трансфер власти он никому не обещал.