Войти в почту

Эксперт оценил возможный эффект от строительства новых городов в Сибири

"Не просто населенные пункты" В начале августа министр обороны России Сергей Шойгу выступил с инициативой, что в рамках развития Сибири необходимо построить от трех до пяти новых городов. Предполагается, что численность населения там составит от 300 тыс. до 1 млн человек. В своем интервью РБК глава Минобороны, отвечая на вопрос о целесообразности такого проекта на фоне оттока населения из Сибири, снова подчеркнул, что это будут не просто населенные пункты в тайге, а научно-промышленные и экономические зоны, которые должны поспособствовать привлечению людей. "Они как раз должны будут стать новыми полюсами притяжения как для населения всей России, так и для наших многочисленных соотечественников в странах СНГ и дальнем зарубежье. Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского региона и в конечном счете — устойчивому развитию российской экономики", - сказал Шойгу.. "Почему не может делать в Сибири электродвигатели? Говоря о причинах низких темпов экономического развития и высокого оттока из региона, Шойгу заметил, что по большей части Сибирь, богатая природными ресурсами, работает на их экспорт в Азиатско-Тихоокеанский регион, например, в Китай, но этого недостаточно. Процесс экспорта полезных ископаемых не требует большого населения и квалифицированных кадров инженерного профиля, из-за чего в Сибири преобладает добыча ресурсов и производство продукции нижних пределов. С появлением научного контингента Сибирь, как предполагает Шойгу, сможет не только экспортировать, но самостоятельно производить востребованный и более весомый продукт уже высоких пределов. "У нас беспилотники на аккумуляторах появляются, машины ездят на аккумуляторах. А они из чего делаются? Кобальт, никель, литий. Все это в достатке имеется в Сибири. Почему аккумуляторы, то есть продукцию высоких переделов, там же не производить? Разве мы утратили способности к сложным разработкам для организации в Сибири выпуска такой продукции? Уверяю вас, нет", - считает министр. В качестве примера Шойгу привел индустриализацию в СССР, когда с нуля создавались такие научно-промышленные центры (с заводами и своим производством), и к 1991-му их было свыше 2 тыс. Если бы не этот процесс, то не было бы таких городов, как Набережные Челны, Тольятти, Магнитогорск и других. "Новые города должны появляться синхронно с созданием в Сибири новых научно-промышленных центров. И бояться этого не нужно", - добавил он. "Кедровый тракт" Важным вопросом в рамках освоения Сибири Шойгу назвал развитие транспортной инфраструктуры. Транспорт и логистика, по его словам, должны быть как для людей, так и для товарных поток. В частности, необходимо работать над созданием локальной пассажирской авиации и железнодорожным транспортным коридором - Транссибирскую магистраль, например, можно модернизировать и перевести на электронную тягу. В этой связи он также поддержал создание маршрута "Кедровый тракт", который соединял бы Европу и Китай. "Необходимость такого транспортного коридора, причем прежде всего безопасного, уже очень четко обозначилась, стоит только вспомнить последние события с блокировкой Суэцкого канала, нападения пиратов, а также текущую ситуацию в Афганистане. Это важно и для международных транспортных потоков. А для России "Кедровый тракт" имеет огромное значение еще и как возможность интеграции в глобальные производственные цепочки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом", - заметил Шойгу. Где появятся города Создание новых городов и превращение Сибири в современную промышленную зону требует собственных промышленно-логистических центров со всеми условиями для перерабатывающего производства. Такую систему министр сравнил с перемещением полуфабрикатов между цехами, и в рамках промышленности это должно дать стимул к выходу как на внешний, так и на внутренний рынок сбыта. Один из таких объектов возможно построить между Братском и Красноярском. Он мог бы иметь долгосрочный потенциал роста "Медь и электротехника". "Там есть все возможности не только для добычи, но и глубокой переработки меди и различных редкоземельных металлов для последующего производства отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью", - уверен Шойгу. Помимо этого существуют и другие наработки. Так, в районе Канска есть предпосылки для создания углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья. В Южной Сибири же можно организовать высокодоходную добычу с более высоким переделом коксующегося угля. А в районе между Братском и Красноярском есть возможность создать кластер по переработке алюминия, то есть так называемую "Алюминиевую долину". В зависимости от сырья, добываемого в отдельных областях, кластер могут быть разной направленности - в окрестностях Лесосибирска достаточный потенциал для кластера "Лес и строительные материалы". "Важно учитывать, что в мире все больше обращают внимание на то, какие источники энергии используются при переработке, насколько они экологически чисты. У Сибири в этом уже сейчас есть неоспоримое преимущество, ведь регион — кладезь "чистой" энергетики. И этим конкурентным преимуществом нужно правильно распорядиться", - заявил Шойгу.

Эксперт оценил возможный эффект от строительства новых городов в Сибири
© ТК «Звезда»