Войти в почту

Как российские мусульмане и духовные деятели относятся к «Талибану»*

Какой ислам у Талибана «В традиционном исламе к ним такое себе отношение, все понимают, что это больше политический проект», – говорит мусульманский иобщественный деятель, бывший заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустам Батров. Он напоминает, что талибы* следуют ханафитскому мазхабу – одной из четырех главных школ исламского права. Но, по словам Батрова, у остальных ханафитов есть веское основание не доверять талибам. «Один из ярких аргументов против этого, мы все помним, что талибы* еще в самом начале бомбили статуи Будды, и люди справедливо возмущались, как так, это ведь религиозные святыни. Талибы* тем самым продемонстрировали, что они дикари. До талибов* никто на эти статуи не покушался. Там веками жили и ханафиты, и все остальные приверженцы традиционного ислама, но никто никогда не покушался. А талибы* первое, что сделали, это снесли эти статуи. Можно задуматься», – отмечает Батров. Ханафистское течение широко распространено и в России. Его придерживаются татары, башкиры и другие народы. Он исповедуется в Турции, Казахстане, Узбекистане и на Ближнем Востоке. Однако это не тот ханафизм, что проповедуют талибы*, говорит Батров. Талибы* неоднородны, они состоят из разных народностей, финансируются преимущественно из Пакистана, среди них распространена высокая преступность. Это исламский радикализм, с традиционным ханафизмом не связанный. «В этом смысле нам не стоит бояться, что наши ханафиты пойдут с мечом на людей», – отмечает Батров. Муфтий Нафигула Аширов считает логичным что талибы проповедуют ислам и в частности, ханафизм. Однако, это следует только из того, что все талибы* по определению мусульмане. «Естественно, что они в своей деятельности апеллируют к Исламу, а ни какому-то другому учению, как коммунизм, капитализм или другая религия», – отмечает муфтий. Талибан* считается уникальным феноменом в исламе. Эта организация представляет собой не только вооруженное политическое движение, но и сочетает в себе различные религиозные направления. «Если говорить про вероубеждение, то оно в массе своей матуридистское. Если мы говорим про принадлежность к исламской юрисприденции, то это ханафистская школа. Они ханафиты-матуридиты, но распространена и суфийская направленность. У них есть три столпа движения – матуридизм, ханафизм и суфизм. Это сильно отличается от модернистского подхода других такого же рода движений. Нынешний Талибан* неоднороден, а потому его сложно предугадать», – объясняет Мир-Али Аскеров, эксперт-востоковед, организатор мусульманской научной онлайн конференции «Islamic Youth». Судьба исламского эмирата С приходом к власти в Афганистане талибов в стране планируют воссоздать исламский эмират, которым была страна до появления нового правительства. Талибы* обещают разрешить учиться женщинам и относительную свободу СМИ, но не исключают возвращения шариатских судов. «Сейчас многое зависит от того, как Талибан* сумеет выстроить государственную систему и обеспечит ее эффективное функционирование, соответствующее современным реалиям и потребностям народов Афганистана. Но, учитывая изменения, произошедшие в сознании этого движения за последние десятилетия, о чем свидетельствуют переговоры и официальные заявления лидеров движения, можно надеяться, что они не совершат ошибок прошлого и постараются сконцентрироваться на проблемах своей собственной страны и народа», – считает муфтий Аширов. Что касается создания шариатских судов, здесь, по словам Аширова, все зависит от того, как движение сумеет организовать переход к мирной жизни народа, воевавшего десятилетиями. «Многих настораживает название – исламский эмират. Это название не имеет никакого значения, кроме названия. В мире уже существуют многочисленные эмираты, королевства, исламские республики и многое другое. Здесь важна суть. Многое будет зависеть от методов управления о которых они уже миру заявили, они будут отличаться от того, что было ранее», – объясняет муфтий. Рустам Батров считает проект исламского эмирата в Афганистане не более, чем лозунгом и декларацией. В качестве аргумента он приводит историю пророка Мухаммеда. «Вспомните пророка Мухаммеда. Он строил государство, но строил его не как религиозный деятель, а как светский. Пророк советовался со своими сподвижниками насчет государственного устройства, при том в вопросах верослужения он принимал решения самостоятельно. Это говорит о том, что в глазах пророка управление государством не было вопросом религии. Так что даже пророк не строил религиозного государства, это невозможно», – убежден Батров. * Организация запрещенная в России Фото: Фейсбук

Как российские мусульмане и духовные деятели относятся к «Талибану»*
© РИА "ФедералПресс"