Войти в почту

Путин, 30 июня: «Буду бить аккуратно, но сильно»

30 июня президент страны выйдет на большую связь с народом.

Путин, 30 июня: «Буду бить аккуратно, но сильно»
© Свободная пресса

Несмотря на то, что ситуация с коронавирусом резко ухудшилась, в Кремле не стали переносить мероприятие. Можно не сомневаться: «Первый канал», «Россия-1», НТВ и т.д. покажут красивую картинку. Потом Дмитрий Песков объяснит, что все было безопасно, и люди буквально рвались в эфир.

Наверняка, будет использован традиционный прием – решения проблем простого человека с выговором и даже наказанием чиновников. Но пойдет ли Кремль на это накануне выборов, результаты которых будут зависеть от лояльности как раз местных чиновников? Или власти слишком уверены в итогах и могут позволить себе абсолютно все?

— В Кремле понимают, что в России создана уникальная, не имеющая прецедентов в мировой истории система, назовем так, «странных выборов», — говорит бывший депутат Госдумы Виктор Алкснис.

- Чего только «голосование на пеньках» стоит.

А мировой опыт показывает, что, если важнейшие волнующие общество вопросы не решаются на участках для голосования, они решаются на баррикадах.

Власть не сделала никаких выводов из истории — ни из истории краха царских элит в 1917-м, ни из истории краха элит советских. Они убеждены, что если и дальше закручивать гайки, можно бесконечно долго удерживать ситуацию.

Да, Путину нравится демонстрировать всему миру, как он решает проблемы отдельных людей и отдельных регионов. При этом он прекрасно понимает, что страна переживает системный кризис, но рассчитывает, что этой показухой сможет вселить уверенность, что все не так плохо.

Увы, власть у нас утратила чувство самосохранения. Она рассуждает в стиле «куда люди денутся с подводной лодки?».

В 1917-м тоже мало кто ожидал, что драка, устроенная женщина с полицией в булочной приведет через три дня к падению российской империи. В нашей стране ситуация может мгновенно меняться на противоположную.

Так что сегодня мы снова услышим громкие обещания, призывы ускориться, разговоры о том, что нужен рывок, и хвастливые заявления наподобие того, что было сделано по поводу победы над коронавирусом.

«СП»: — Кстати о победе над короновирусом. Будет ли президент отвечать на вопросы об этом? Ведь тут очевидны провал…

— Будет, конечно. Ему же надо оправдаться. Он будет пытаться что-то объяснять, рассказывать о непредвиденной сложности ситуации, говорить о том, что нам всем снова нужно сосредоточиться, объединиться для решения проблемы.

На самом деле ситуация с коронавирусом наглядно показывает, что мы в тупике.

— Мне кажется, что для Путина наиболее выгодным было бы выступить за смягчение правил, связанных с обязательной вакцинацией, не отменяя ее в принципе, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Например, разрешить тем, кто не сделал прививку от коронавируса, останавливаться в гостиницах и посещать курорты. Это позволит ему продемонстрировать, что для паники нет оснований, и власть контролирует ситуацию.

Кроме того, подобные послабления будут с благодарностью восприняты теми, кто собрался провести летний отпуск в других регионах. Президенту важно вновь предстать в глазах жителей крупных городов, с доходами, превышающими средний уровень, в качестве единственного политика, способного защитить их от произвола чиновников.

Любое признание того, что меры, принятые властью в рамках борьбу с коронавирусом, оказались неэффективными, может привести к дальнейшему падению популярности главы государства. А любые публичные выговоры чиновникам, сделанные в ходе «прямой линии», по сути дела, станут таким признанием.

«СП»: — «Прямую линию» не перенесли. Побоялись, что это будет выглядеть, как попытка уйти от ответственности?

— Для «прямой линии» понадобился новый формат. Раньше граждане обращались к президенту, будучи окруженными коллегами по работе и земляками, выступая не только от собственного имени, но и как представители какого-то сообщества.

В нынешней ситуации из-за обострения противоречий между обществом и властью невозможно добиться того, чтобы обращения людей в прежнем формате были полностью лояльными и в тоже время выглядели бы естественными и достоверными.

«СП»: — Надо понимать, что население сейчас больше всего волнуют вопросы ограничительных мер. Готов ли Путин отвечать на эти вопросы?

— Разумеется, подобные вопросы будут, и люди смогут узнать из ответов президента, что ограничительные меры неизбежны, хотя их следует вводить в несколько смягченном виде. При этом сценарий «прямой линии», скорее всего, будет составлен таким образом, чтобы зрителям стало ясно, что всплеск инфекции является лишь одной из проблем, пусть и очень опасной, но вполне разрешимой. Президент разъяснит, что власть делает все возможное для того, чтобы как можно скорее устранить угрозы для их жизни и здоровья.

«СП»: — Услышим ли мы что-либо новое и неожиданное?

— Возможно, президент выступит с какими-то инициативами, связанными прямо или косвенно с урегулированием донбасского конфликта. Почти наверняка будет объявлено о каких-то новых социальных льготах и выплатах. Но главная задача «прямых линий» заключается в том, чтобы убедить нас: страна успешно развивается, а президент хорошо осведомлен об имеющихся проблемах и знает, как их можно преодолеть.