Выборы, которые мы выбрали: депутат-2021 пройдет четыре степени очистки
17 июня президент Путин подписал указ, которым назначил выборы депутатов Госдумы на 19 сентября 2021 года. Избирательная кампания началась. Проходят съезды, партии объявляют списки своих кандидатов…
С каждым годом российские выборы становятся все больше похожи на квест — приключенческую игру, где участники должны пройти несколько этапов, преодолев множество барьеров и не попав при этом в расставленные на каждом шагу законом, политтехнологами, а то и просто жизнью ловушки. В конце пути победителя ждет приз: депутатский мандат.
В нашем квесте, как и положено, есть главный игрок-сценарист: Кремль. Его изобретательность не знает предела, и за последний год правила игры опять претерпели довольно серьезные изменения.
«МК» попробовал разобраться, как расставленные на пути игроков-кандидатов новые ловушки могут повлиять на меню, которое россиянин увидит в избирательном бюллетене — если вообще возьмет его в руки, конечно.
Фото: Алексей Меринов
УРОВЕНЬ ПЕРВЫЙ: УГОЛОВНАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ
Для начала напомним, что 225 депутатов Думы изберутся по партийным спискам, а еще 225 человек — по одномандатным округам.
Российскими законами часть россиян лишена права избираться куда бы то ни было в принципе. Но снятие с выборов, когда кампания уже идет полным ходом, — удовольствие из серии «визгу много, шерсти мало». Отодвинуть же на старте, ссылаясь на прописанный в законе запрет, куда технологичнее. Нельзя, мол, вам — значит, и не суйтесь. Потому «фильтров» на входе по сравнению с 2016 годом, когда проходили предыдущие думские выборы, стало еще больше, а некоторые из уже известных распространили на новые категории россиян.
С 2014 года граждане, осужденные к лишению свободы за совершение любых тяжких преступлений, не могут быть избраны куда бы то ни было еще 18 лет после отбытия наказания. А осужденные за совершение особо тяжких преступлений — еще 25 лет после отбытия наказания. Среди свежеосужденных, собиравшихся участвовать в выборах в Госдуму, под этот фильтр попал левый политик Николай Платошкин, получивший 5 лет условно по тяжкой статье 212 за «склонение, вербовку или иное вовлечение» в массовые беспорядки: в своих роликах в Интернете он не звал людей все громить и нападать на полицейских, но суд согласился со следствием, что на самом деле это имелось в виду…
Теперь же права быть избранными лишились и осужденные к лишению свободы за нетяжкие или средней тяжести преступления, описанные в 50 статьях Уголовного кодекса: они не смогут избираться ни в депутаты Думы, ни в депутаты сельсовета в течение 5 лет после снятия судимости. Среди этих составов преступлений — убийство матерью новорожденного ребенка, склонение к самоубийству, умышленное причинение среднего и тяжкого вреда здоровью, надругательство над телами умерших, дискриминация с использованием служебного положения, создание, распространение и использование вредоносных компьютерных программ. А еще пара десятков экономических составов, дела по которым иногда возбуждаются по сомнительным в глазах общества основаниям. Кража с отягчающими вину обстоятельствами — чуть ли не самая популярная статья УК, по которой в прошлом году в России было осуждено более 60 тысяч человек, тоже тут… Но украшают список несколько «политических» статей УК, которые обычно используются против оппонентов власти. Тут и средней тяжести 212.1, позволяющая сажать на срок до 5 лет за неоднократные нарушения правил проведения уличных акций (муниципальный депутат Юлия Галямина, собиравшаяся в Госдуму и недавно получившая по этой статье два года условно, еще несколько лет после отбытия наказания не сможет никуда баллотироваться). И первая часть статьи 318 УК, которая наказывает за неопасное для жизни и здоровья насилие или угрозу применения такового в отношении правоохранителей (это по ней давали сроки и за пластиковый стаканчик, брошенный в росгвардейца), и пропаганда сепаратизма в Интернете или СМИ, и возбуждение вражды и ненависти, и оправдание нацизма…
Трудно отвечать на вопросы вроде «вы что, хотите, чтобы в Думе сидели убийцы, воры и мошенники?». Но ах, если бы все вступившие в силу приговоры были убедительными и не порождали подозрений в политическом заказе!
Если в ходе проверки поданных на регистрацию документов или уже потом избирком обнаружит, что кандидат скрыл, что права участвовать в выборах не имеет, — из игры он выбывает.
Кстати, судимость по статье, под «фильтр» не подпадающей и с наказанием в виде лишения свободы не связанная, избираться не запрещает. Надо только об этом факте своей биографии заявить при подаче документов в избирком — чтоб голосующие были в курсе.
УРОВЕНЬ ВТОРОЙ: «ПРИЧАСТНЫМ» ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
А теперь — о диковинном фильтре, узаконенном совсем недавно: о «причастных» к деятельности тех организаций, которые судом признаны экстремистскими или террористическими и запрещены в России. Те, кто в течение трех лет до решения суда руководил такой организацией или ее региональными отделениями, автоматически на пять лет лишаются права избираться. А вот тем, кто в течение года до признания организации экстремистской был ее «участником, членом и работником», и тем, кто прямого отношения к организации не имел, но был «причастен», запрет избираться на три года может быть установлен лишь «по решению суда». Так говорится в законе. Какого уровня суды будут рассматривать такого рода вопросы — до сих пор не ясно.
Причем ведь причастностью считается и «непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми организация признана» экстремистской или террористической, а участие в уличной мирной акции — как раз такое «отдельное мероприятие». «Выражение высказываниями, в том числе в сети Интернет» поддержки деятельности организации, в том числе ее «отдельным мероприятиям», — тоже причастность. Лайкнул сообщение о намерении акцию протеста провести, опубликованное расследование или какой-то материал, а то и репостнул его — пиши пропало. Предоставление денежных средств, имущества, организационно-методическая, консультативная и «иная помощь» тоже делают «причастным» и выбивают из игры…
В реестре террористических организаций, который ведет ФСБ, их 33, последним значится внесенный летом 2020 года «Красноярский джамаат». А экстремистских организаций в реестре, который ведет Минюст, — 83. Последней значится знаете какая? Думаете, Фонд борьбы с коррупцией (он же ранее был признан иностранным агентом), запрещенный судом 9 июня, ради которого, по мнению многих, законодательный огород с «причастными» и городился? Нет. Так как то решение суда еще обжалуется и полностью в законную силу не вступило, последним в реестре значится неформальное молодежное объединение футбольных фанатов «Иртыш Ultras»…
Любовь Соболь, которая работала юристом в ФБК и собиралась на выборы в Госдуму по одному из московских округов, сама отказалась от своих планов, потому что была «работником» признанной экстремистской организации. А вот как ЦИК и региональные избиркомы будут определять, кому от ворот поворот, в менее понятных случаях?
23 июня правительство опубликовало постановление, в котором расписано, какую помощь должны оказывать разные министерства и ведомства избиркомам в подготовке и проведении выборов. Одним из его пунктов определено, что Минюст в ответ на обращения ЦИК или региональных избиркомов должен предоставлять им сведения «о физических лицах (учредителях, руководителях, а также входящих в состав руководящих органов), причастных к деятельности экстремистских организаций». То есть сведения о тех, на кого этот фильтр распространяется автоматически, и никакого дополнительного решения суда для его оформления не требуется.
Можно предположить, что если какой-то конкурент или прокуратура, например, обратятся в суд с иском о признании того или иного кандидата «причастным», судье достаточно будет решения другого суда, присудившего этому гражданину штраф или арест за участие в акции, организованной ставшей экстремистской организацией. А может, и репоста какого-то материала экстремистской организации хватит.
Но жизнь в России не вписывается в буквы закона. Иначе на каком основании муниципальному депутату Илье Яшину без всякого суда отказали в праве открыть избирательный счет и собирать подписи н