Войти в почту

США присматриваются к «южному подбрюшью» России

Вывод войск Соединённых Штатов из Афганистана, которого так ждёт Москва, грозит обернуться новыми проблемами для нашей страны, если верить источникам The Wall Street Journal (WSJ) в правительстве США и Пентагоне.

США присматриваются к «южному подбрюшью» России
© Русская Планета

Как сообщает газета, часть американского руководства настаивает на том, чтобы разместить находящиеся сейчас в Афганистане американские формирования в сопредельных регионах, причём страны Центральной Азии находятся в приоритете.

Речь идёт о соседних с Афганистаном Таджикистане и Узбекистане — так называемом в геополитике «южном подбрюшье» России. Ещё один вариант, о котором написала WSJ, — это передислокация военнослужащих США в страны Персидского залива и усиление корабельной группировки там.

Окончательное решение Вашингтон ещё не принял, взвешивая в настоящее время все «за и против».

Осуществляя подобные планы, американцы рассчитывают сохранить рычаги влияния на ситуацию в Афганистане. Прежде всего США хотят оставить за собой возможность оказывать военную помощь собственному посольству в Кабуле, официальному правительству республики и наносить удары по «Талибану» (организация признана террористической и запрещена на территории РФ).

С этой целью Пентагону потребуется несколько аэродромов. Напомним, что в период проведения операции «Несокрушимая свобода» американцы использовали отдельные объекты авиационной инфраструктуры некоторых центральноазиатских стран как аэродромы подскока и транспортно-логистические хабы, позволявшие снабжать огромный по численности контингент в Афганистане.

В Таджикистане ВС Соединённых Штатов занимали аэродром Айни, в Узбекистане — Карши-Ханабад, в Киргизии — гражданский аэропорт Манас. За аренду власти центральноазиатских республик получали неплохие по меркам региона деньги — несколько десятков миллионов долларов в год.

Правда, на первых двух объектах США долго не продержались, а пребывание в Узбекистане и вовсе завершилось фактическим изгнанием после кровавых событий в Андижане.

Напомним, что 12-13 мая 2005 года в этом узбекском городе прошли крупнейшие после распада СССР антиправительственные беспорядки, которые тогдашний президент Ислам Каримов воспринял как мятеж. Народное выступление было быстро и жестоко подавлено войсками.

По официальным данным, погибли около 200 человек, почти все они митингующие. События вызвали огромный резонанс в мире. На подавление беспорядков не преминул отреагировать Вашингтон, потребовав от Ташкента «объективного» расследования.

В итоге заигрывавший ранее со Штатами Узбекистан пошёл на резкое сближение с Россией и даже присоединился к ОДКБ в 2006 году. Американцам же было предписано как можно скорее покинуть Карши-Ханабад.

Нет данных о том, что Вашингтон оказывал какое-либо влияние на организацию беспорядков в Андижане. Однако с учётом ухудшения политических отношений дислокация военных формирований воспринималась Узбекистаном как нежелательный рычаг давления.

Впоследствии Ташкент, как представляется, принял весьма разумное решение, прописав в доктринальных документах принцип военного нейтралитета. Согласно концепции внешнеполитической деятельности, одобренной в 2012 году, в Узбекистане запрещено размещать какие-либо иностранные войска.

Также республика отказалась от интеграции в любые военно-политические блоки (из ОДКБ Ташкент вышел как раз в 2012 году). Реагируя на публикацию в WSJ, Минобороны Узбекистана заявило, что страна привержена действующему законодательству.

«В основополагающих документах в области обороны имеются ясные и чёткие ответы на данные вопросы — недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов», — цитирует РИА Новости представителя военного ведомства республики.

Тем не менее, нельзя исключать, что сейчас Узбекистан всё же решит поторговаться с американцами. Например, власти республики стремятся расширить экономические отношения со Штатами и, как считают политологи, в неформальном порядке лоббируют полную отмену для Ташкента знаменитой поправки Джексона-Вэника (каждый год Конгресс принимает акт о временном освобождении Узбекистана от действия этой поправки).

Таким образом определённый соблазн переступить через собственные же принципы у Ташкента, конечно же, существует.

Необходимо отметить, что у многих постсоветских режимов очень короткая память. На сегодняшний день нет никаких предпосылок для того, чтобы Соединённые Штаты отступили от традиционной линии на «демократизацию» стран СНГ.

В случае повторения массовых протестов и очередного кризиса США непременно поставят под ножку своим нынешним «партнёрам». Ташкенту опять ничего не останется, как просить заступничества Москвы и вновь прятаться под крылышко ОДКБ.

Гипотетические планы американцев на развёртывание войск в Центральной Азии — это своеобразный экзамен на прочность и для Таджикистана. Этой нищей и слабой республикой после окончания кровопролитной гражданской войны в первой половине 1990-х годов бессменно управляет бывший коммунист Эмомали Рахмон.

В России принято считать, что Таджикистан под его властью стал чуть ли не вотчиной Москвы. Влияние Кремля на Душанбе действительно велико, но отнюдь не безгранично. В республике развёрнуто крупнейшее зарубежное образование ВС РФ — 201-я база, представляющей собой, по сути, одну мотострелковую дивизию. Это самое боеспособное формирование на просторах Центральной Азии.

Несмотря на то, что Россия уже не несёт ответственность за охрану границы с Афганистаном, роль Москвы в обеспечении безопасности Таджикистана без преувеличения можно назвать колоссальной.

Россия не только держит в республике войска. Наша страна занимается обучением таджикских офицеров и бесплатно обеспечивает армию страны вполне сносным вооружением.

Кроме того, Таджикистан входит в ОДКБ, то есть связан с Россией союзническими обязательствами и по идее не может в одностороннем порядке решать вопрос о размещении других иностранных войск на своей территории.

Несмотря на это, Душанбе сложно назвать предсказуемым и управляемым (в хорошем смысле этого слова) партнёром и уж тем более верным союзником Москвы.

Власти Таджикистана и лично Рахмон публично поддерживают тесные контакты с представителями Вашингтона. Формальным предлогом для сотрудничества с США служит ситуация в Афганистане, хотя в данном контексте Таджикистан всецело зависит от российской военной поддержки.

Подобно другим центральноазиатским элитам Душанбе ищет призрачного счастья в пресловутой многовекторной политике, рассматривая отношения с США в качестве естественного противовеса «избыточному» российскому влиянию.

Дополнительным подтверждением недостаточной дееспособности таджикского руководства стал произошедший в конце апреля инцидент на границе с Киргизией, когда войска стран-союзниц по ОДКБ вступили в открытое вооружённое противостояние.

Причём, судя по хронологии событий, первым перестрелку атаку начали силовики Таджикистана. Неслучайно именно Рахмону пришлось приезжать 8 мая в Москву на «ковёр» к хозяину Кремля и изображать потом на Красной площади приверженность советским традициям.

На данный момент окончательные выводы из текущей ситуации с гипотетическим планом США по развёртыванию войск в Центральной Азии делать пока рано. Есть большая вероятность, что, поторговавшись, Ташкент и Душанбе аккуратно откажутся от заманчивого предложения американцев.

Тем не менее в сложившейся ситуации американская дипломатия наверняка перейдёт в тактическое наступление с целью проверки центральноазиатских элит на лояльность к России.