Войти в почту

Эксперты оценили состояние российско-белорусского Союзного государства

Несмотря на юбилей, множество вопросов по Союзному государству остаются не решенными. В частности, стороны до сих пор не согласовали 31 "дорожную карту" по углублению интеграции. Почти два года назад лидеры России и Белоруссии предприняли попытку принять единым пакетом 30 карт из этого списка, однако в итоге к соглашению прийти не удалось. Более того, переговоры по "дорожной карте" под номером 31, где говорится о создании совместной оборонной стратегии России и Белоруссии, унификации законодательства по части спецслужб и правоохранительных органов, в целом, были отложены в долгий ящик. Предварительно, к ее обсуждению решено вернутся только после утверждения остальных "дорожных карт". За более чем 20 лет строительства Союзного государства проект пережил множество взлетов и падений, что во многом было привязано к состоянию отношений России и Белоруссии в тот или иной момент времени. К примеру, в период 2010-2011 годов интеграция была практически полностью остановлена из-за различий в стратегических интересах двух государств. Как заявил в беседе с "Газетой.Ru" первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам, член парламентского собрания Союзного государства Владимир Джабаров, процесс создания Союзного государства, безусловно, сложный и тяжелый, но он не останавливается. "У нас были моменты стагнации, но всегда удавалось находить пути для дальнейшего продвижения вперед. Конечно, определенные споры, проблемы и разногласия между Россией и Белоруссией присутствуют. У нас есть различия и в форме собственности, и в законодательстве, а также определенные вопросы вызывают пошлины. Однако выход из ситуации можно найти всегда", - отметил депутат. По мнению Джабарова, Россия заинтересована в продолжении строительства Союзного государства и схожую позицию занимает белорусская сторона - оба государства полны решимости двигаться дальше к углубленной интеграции, что должно послужить хорошим примером для других государств. "На данном этапе в создании Союзного государства речь идет именно об углублении экономической интеграции - пока это самое важное. По ходу развития уже будем смотреть на другие моменты расширения сотрудничества, в том числе политического", - подчеркнул депутат. Разница целей С точки зрения доцента кафедры политической теории МГИМО Кирилла Коктыша, российско-белорусский проект стоит называть союзом двух государств, а не Союзным государствам. В такой интерпретации все встает на свои места и выглядит вполне оптимистично. "Союзный проект позволил Белоруссии сохранить индустриальную идентичность, так как в противном случае реальностью стала бы деиндустриализация и деурбанизация, что мы наблюдали на Украине. Россия также выиграла от этого проекта, потому что сам факт его создания в момент, когда в стране доминировали центробежные тенденции и государство раздирал региональный сепаратизм, стал поворотным фактором", - сказал эксперт "Газете.Ru". По сути, более чем за 20 лет России и Белоруссии удалось фактически выполнить цель по культурной и гуманитарной интеграции, продолжил Коктыш, существенные результаты появились по высокотехнологичным направлениям и гармонизации экономики двух государств, хоть и с сохранением разницы двух систем. "В плане политической интеграции, она осуществлена в отношении безопасности. То есть контур ПВО двух стран всегда был объединенным и не разделялся - это общая система противовоздушной обороны, где Россия в живом режиме может наблюдать за ситуацией в союзном пространстве. А после прошлогодних белорусских демонстраций и попыток дестабилизации власти в Белоруссии, было введено и совместное патрулирование воздушного пространства", - добавил эксперт. В целом, проект жив, так как в его рамках создана критически важная договорная база, жизненно необходимая для обеих стран, уверен Коктыш, в экономическом и политическом плане он реализован не полностью, но тут главный вопрос - по какой схеме оно должно реализовываться. "Дальнейшее продвижение Союзного государства имеет два видения. Есть либеральный подход, предусматривающий экстраполяцию российской экономической модели на Белоруссию. И есть белорусское понимание, что эта экстраполяция с большой вероятностью приведет к остановке предприятий, потому что частный менеджмент окажется менее эффективным, чем государственный", - подчеркнул эксперт. По версии Коктыша, Россия и Белоруссия преследуют разные интересы в рамках реализации Союзного государства. Так, главный интерес Москвы - геополитический, а Минска - экономический. И, в целом, проект вполне работает, несмотря на некоторые противоречия. "Почвы для продвижения не осталось" Впрочем, доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев имеет несколько иную точку зрения касательно актуальности и жизнеспособности Союзного государства на данный момент. По мнению эксперта, на данный момент проект фактически заморожен, что во многом связано с позицией Лукашенко по интеграции с Россией. "Проект не имеет никаких перспектив как при нынешнем главе Белоруссии, так и при любой другой власти в республике. Почвы для продвижения вопросов интеграции просто не осталось из-за подхода Лукашенко. Поскольку белорусский президент, по сути, превратил проект в площадку для переговоров и выбиванию из России специальных цен на нефть, газ", - отметил Суздальцев. За последние 20 лет Россия вложила в эту интеграцию более $130 млрд, что вполне устраивает Белоруссию, считает эксперт, и когда в Москве в 2018 году заявили, что дальше так работать нельзя, Лукашенко поднял скандал, заговорив о необходимости остановки интеграционных процессов. "В итоге как-то договорились, год активно работали, подготовили "дорожные карты", но президент Белоруссии все равно отказался их подписывать. Потом уже на белорусской территории началась эта революция (имеются в виду события августа-осени 2020 года, протестных акций после выборов президента Белоруссии - "Газета.Ru") - немаловажный момент, поскольку население было обеспокоено разрушением союзных отношений, что могло стоить им потери работы в России", - указал Суздальцев. Собственно, в последнее время Лукашенко начал возвращаться к вопросу "дорожных карт", так как ситуация в Белоруссии достаточно сложная из-за протестных волнений, уверен эксперт, то есть в Минске наступил определенный надлом, но вряд ли он исправит ситуацию. "Союзное государство получилось в таком иждивенческом формате без реальной интеграции двух стран. Какая-либо политическая интеграция двух стран невозможна, пока одна часть Союзного государства не признает территориальной целостности другой. Лукашенко отказывается признавать возвращение Крыма в состав России, да и фактически за 20 лет белорусская сторона как союзник ни в чем не поддерживала Москву", - подчеркнул Суздальцев. "Самый тесный союз" При этом замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в беседе с "Газетой.Ru" отметил, что сейчас Союзное государства напоминает недостроенное сооружение с забором, потерявшим свой окрас, и вывеской, на которой написано: "строительство Союзного государства, срок окончания работ 2000 год, ответственный за строительство Лукашенко". "По факту, когда лидеры России и Белоруссии подписывали договор 25 лет назад, каждый из них преследовал свои задачи, однако в их круг не входило реальное строительство этого государства. Ельцину надо было показать, что он умеет не только разрушать, но и что-то создавать, пока Лукашенко надеялся стать президентом Союзного государства", - сказал эксперт. Если говорить серьезно, то Россия и Белоруссия в реальности пошли не по пути создания Союзного государства, а самого тесного союза двух государства, уверен Жарихин, вот на этом пути достигнуто достаточно много успехов - экономики стран сблизились, и для жителей двух стран появилось много возможностей. "Другое дело, что в этом союзе слишком задерживается момент с двусторонними договоренностями. Так как у нас Союзное государство, в его рамках межсоюзные соглашения заключать как бы не надо, но это государство все же не построено и конституционный акт отсутствует, который урегулировал бы все взаимоотношения сторон", - указал эксперт. Подобная ситуация вызывает ряд трудностей, так как обязанности сторон нигде не прописаны, продолжил Жарихин, в том же договоре о военно-политическом сотрудничестве можно было бы прописать, что стороны признают территориальную целостность друг друга. "Лукашенко чрезвычайно не хочет заключать такие соглашения и желает продолжать строительство Союзного государства, получая соответствующие средства от Москвы. Винить президента Белоруссии во всем не стоит, поскольку он все это делает в интересах своего государства. А вот Россия интересы своей страны в этом тандеме не всегда твердо отстаивает, что позволяет Лукашенко несколько "подраспуститься" в своих словах и действиях", - добавил эксперт. В итоге на самом деле не работает изначальная идея Союзного государства, в том виде, в котором она была записана в соглашении 25 летней давности, резюмировал Жарихин, но в то же время за эти годы страны безусловно серьезно сблизились.

Эксперты оценили состояние российско-белорусского Союзного государства
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости