Войти в почту

Ильхам Алиев: «Мы нацелены на мир»

Президент вёл конференцию на 4 языках (!) - азербайджанском, турецком, русском и английском, не пользуясь услугами переводчика. Он сделал особый акцент на том факте, что Армения никогда не забудет страшной трагедии в городе Ходжалы, когда от руки фашистских боевиков и наёмников погибло 613 мирных граждан Азербайджана.

Ильхам Алиев: «Мы нацелены на мир»
© Большая Азия

В центре Баку стоит армянская григорианская церковь - даже в дни Карабахской 44-дневной войны 2020-ого года она ни на минуту не закрывала свои двери для прихожан. Не было и никаких враждебных действий по отношению к 30 с лишним тысячам армян, проживающим на территории Азербайджана.

- Господин Президент, Вы неоднократно заявляли о том, что для Вас мир в Нагорном Карабахе важнее всего. 23 раза в ходе второй Карабахской войны Вы предлагали гуманитарное перемирие. К сожалению, как это и подтвердил Президент России, Армения не сумела воспользоваться сделанными Вами предложениями. Как Вы дальше видите построение Ваших отношений с Арменией? Мы знаем, что Вы выступили настоящим миротворцем в отношении армянского народа, то есть дали эшелонированный ответ и остановились. Но ведь есть ещё и сопредельное государство - с ним тоже надо строить отношения…

- Я Вас благодарю за такое отношение к моим выступлениям. Честно говоря, я не считал, сколько раз я говорил о мире. Вы считали, что доказывает, как глубоко Вы вникли в суть вопроса.

Я на самом деле много говорил о мире и с первых дней войны заявлял, что мы готовы остановиться, как только войска будут выведены со всех оккупированных территорий. Если бы армянская сторона прислушалась бы к моим словам, то их поражение не стало бы столь унизительным и болезненным. Более того, не стала прислушиваться армянская сторона и к предложению о прекращении огня президента

Путина

. И я могу об этом сказать, потому что он тоже уже об этом сказал. Во время войны мы были в постоянном контакте, и хотя у нас с главой Армении контакта не было и нет, но через президента Путина мы передавали друг другу сообщения. Но, к сожалению, и к славам главы российского государства армянский премьер-министр не прислушался и тем самым усугубил ситуацию до такой степени, что был вынужден подписать акт о капитуляции где-то в какой-то тёмной комнате. Если Вы помните, его даже не было на церемонии подписания. Поэтому тут всё будет зависеть от того, какую политику выберет армянское руководство.

Наша политика однозначна: и во время войны, и после окончания войны я её чётко формулирую. И сегодня говорю, что мы нацелены на мир. Нам война не была нужна — это была вынужденная мера. И эта мера оказалась эффективнее всех многолетних бесполезных переговоров. Так что теперь всё будет зависеть от правильной оценки современных реалий армянским руководством, от правильных выводов и исключений попыток взять реванш. Мы за всем внимательно следим. И будем следить ещё более пристально. Мы отслеживаем ситуацию не только на территории Армении… Мы видели все выдвижения и перемещения их вооружённых сил - в том числе, и ракет большой дальности. Ну а уж сегодня - тем более! Поэтому я не советую армянскому руководству хитрить, темнить, пытаться нас обмануть, потому что это просто уже невозможно.

И если с армянской стороны будет такой же подход, то мы будем выстраивать отношения в плане дальнейшего укрепления и контактов. И конечно же, если всё пойдёт именно так, как мы думаем, то мы не исключаем и подписание мирного договора. Потому что де-факто заявление от 10 ноября — это и есть мирный договор. А что можно ещё назвать мирным договором? Когда одна страна побеждает другую, то подписывается акт о капитуляции. То есть де-факто можно было подписывать 10 ноября этот акт о капитуляции Армении. Поэтому мы готовы идти этим путём.

Трагедия Нагорного Карабаха заключается в разрушенных поселениях - таких, как Шуша, где, по словам президента, не осталось ни одного целого здания, над которым можно было поднять флаг; в вырубленных под корень садах плодовых деревьев, в разграбленных могилах и святых местах, разрушенных дотла. Азербайджанские сапёры с трудом справляются с разминированием местности, так как не получили от противоборствующей стороны карты минных полей. Но ни мстить, ни строить свои отношения на постоянно тлеющем конфликте Баку категорически не намерен. И тем самым он продолжает новый миротворческий подход, который до этого был продемонстрирован президентом Сирии

Башаром Асадом

. Любопытно, что в обоих случаях посредником и сторонником мира выступала именно Россия. Возможно, в мировой политике создаётся новая константа, присущая евразийскому сообществу и дающая надежду на построение прочного мира на нашем континенте.