Войти в почту

Путин отправляет к Лукашенко знатока литературы и финансов

Москва в третий раз за последние три года меняет посла в Минске. Новым главой российской дипмиссии в белорусской столице станет 69-летний Евгений Лукьянов, последние четыре года выполнявший обязанности Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Латвии.

Путин отправляет к Лукашенко знатока литературы и финансов
© Свободная пресса

Об этом со ссылкой на свои дипломатические источники сообщает «Коммерсантъ».

Таким образом, Лукьянов сменит на этом посту Дмитрия Мезенцева, который, в свою очередь, по информации ряда СМИ, может стать секретарем Союзного государства России и Белоруссии вместо Григория Рапоты, недавно заявившего о желании подать в отставку.

По словам собеседника издания, кандидатура нового посла РФ в Минске согласована на высшем уровне. И в ближайшее время ожидается подписание соответствующего президентского указа.

Особо отмечается, что российскую дипмиссию в Белоруссии возглавит дипломат, «знающий счет деньгам». И что банковский и экономический бэкграунд профессиональной биографии нового посла, а также опыт работы в Совбезе, будут очень полезны «на непростом и финансово затратном для Москвы белорусском направлении».

Евгения Лукьянова нельзя считать карьерным дипломатом. Образование он получил в Ленинградском госуниверситете им. Жданова по специальности «английский язык и литература». Работал инженером-переводчиком, потом – замсекретаря правления Ленинградского отделения Союза журналистов СССР. С 1984 по 1990 гг. – на дипломатической работе в МИД СССР. С 1993 по 2006 г. находился на руководящих должностях в ЗАО «Дрезднер Банк» и ВТБ. Потом работал в аппарате полпреда президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, с 2007 - заместителем полномочного представителя. С 2012 по 2016 г. - замсекретаря Совета безопасности РФ.

Имеет несколько государственных наград, в том числе орден Александра Невского.

Кстати, сам Лукьянов на встрече с прессой после назначения послом в Ригу по поводу своей богатой трудовой биографии высказался весьма нетривиально: «Биография человека – это строчка между рождением и смертью, а остальное – расшифровка. Если бы мою биографию читали кадровики советского времени, они бы сказали, что я летун. Я Стрелец по знаку (Зодиака – прим.), человек увлекающийся…».

«Коммерсантъ», в свою очередь, приводит слова одного из коллег Лукьянова по Совбезу, который охарактеризовал его как «серьезного чиновника, который не боится принимать решения и брать на себя ответственность».

За последние три года послы РФ в Минске менялись уже трижды. В августе 2018 дипмиссию возглавил Михаил Бабич, но менее чем через год был отозван. С апреля 2019 обязанности посла выполнял Дмитрий Мезенцев, сенатор и бывший губернатор Иркутской области. Но недавно стало известно, что он скоро может сменить уходящего в отставку Григория Рапоту.

Прокомментировать ситуацию с послами, а также, случайно или нет, очередная замена происходит на фоне недавней встречи Лукашенко и Путина в Сочи, об итогах которой, к слову, официально не сказано практически ничего, «СП» попросила члена Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдана Безпалько.

- То, что переговоры длились шесть часов - т.е. достаточно долго и утомительно - говорит о том, что это были переговоры с явно противоположных позиций. И что эти позиции сблизить явно не удалось. Нет компромиссов, нет конкретики, о которой могли бы доложить пресс-службы российского и белорусского президентов.

Для России важным вопросом является наращивание интеграции. Подписание «дорожных карт», подписание договоров об экономическом взаимодействии. Вот с большим трудом удалось добиться от Белоруссии через 30 лет согласования о перевалке нефтепродуктов, производимых из российской же льготной по ценам нефти, через российские порты.

Поэтому говорить о результатах, действительно, пока рано. Очевидно, что Лукашенко на интеграцию не идет. Но это было очевидно давно.

«СП»: - Что в этом плане может измениться после замены Мезенцева на Лукьянова?

- Могу назвать худшего посла России в Белоруссии. Это был Суриков, который тоже не являлся профессиональным дипломатом.

Но, в принципе, глядя на нынешнюю кандидатуру Евгения Лукьянова, хочется отметить, конечно, его возраст и уже имеющийся дипломатический опыт. Правда, умение говорить, выступать, быть человеком широких взглядов еще не означает быть, действительно, талантливым дипломатом и сильным политиком. Нужно смотреть на дела, а не на риторику.

К сожалению, МИД у нас сейчас превратился в сообщество людей, которые в основном делают заявления. Но у которых либо нет полномочий, либо нет желания проводить какие-либо действия.

Исключением был Бабич. Не знаю насчет Лукьянова - как хорошо он умеет считать. Но то, что Михаил Викторович умел считать, оценили все. В Белоруссии его даже начали пренебрежительно называть «бухгалтером». А бухгалтер, как известно, это человек, который должен свести кредит с дебитом вплоть до копейки.

Поэтому, с моей точки зрения, нужно, во-первых, оценить бэкграунд нового кандидата в послы России в Белоруссии. И не только по официальным источникам. Но и, скажем, поинтересоваться отзывами русской общины в Латвии, как он взаимодействовал с этой общиной. Проводил ли мероприятия, поддерживал ли людей, которые там преследовались и сейчас преследуются, как, например, Александр Гапоненко. Кстати, сейчас в одном из издательств вышла его книжка «Европейский фашизм», как раз на тему того, что происходит, в том числе, и в Латвии.

Если это благоприятные отзывы, то, наверное, стоит надеяться на лучшее. А если неблагоприятные, если посол выполнял чисто декоративную функцию, и главной его задачей было просто не обострять отношения между Россией и Латвией, во избежание осложнений с Евросоюзом, введения новых санкций или чего-либо еще, то тогда, конечно, надеяться на какие-то прорывы для российской дипломатии будет сложно.

Второе, что хотелось бы отметить: возможно, смена посла как раз и обусловлена отсутствием результатов по переговорам между Лукашенко и Путиным.

Мезенцев, человек хороший. Он заступался за российских граждан в Белоруссии. Добивался их освобождения, лично звонил, ходатайствовал. Но во всех остальных смыслах, конечно, он не может представлять Россию в Белоруссии. Не хватало ни воли, ни харизмы. Он просто вежливый интеллигентный исполнительный чиновник, задача которого состояла в том, чтобы не раздражать Лукашенко и его вертикаль власти.

«СП»: - Но если он здесь не справлялся, то сможет ли он в качестве нового руководителя постоянного комитета продвинуть тему Союзного государства на новый уровень?

- С моей точки зрения, постоянный комитет Союзного государства, это сочетание двух факторов - достаточно хорошее финансирование и синекура для отставных чиновников. Больше этот комитет не отличается ничем.

Очень долгое время там работал отставной генерал Рапота. А теперь будет работать Мезенцев.

Но, может быть, Мезенцев, как человек новый, хотя бы сменит кадровый состав. Уберет тех, кто присосался к бюджетному финансированию в 8 млрд. рублей и непонятно чем занимается.

Я уже писал, в том числе, и на страницах «Свободной прессы», о своей оценке работы этого постоянного комитета. О никому ненужных и неизвестных газетах и журналах. О видеоконтенте, который не смотрят, вероятно, и сами сотрудники этого постоянного комитета. О большом количестве автомобилей премиум класса и люксовых медицинских страховках, которые, кстати, не могут себе позволить не то, что обычные граждане, а и многие чиновники, особенно, в регионах.

В конце концов, польза от этого комитета не отмечена никакими реальными делами, которые можно было бы предложить обществу. Сверка цен на молоко или стандартов в области какой-либо другой продукции все равно не приводит ни к чему.

Сейчас в Москве провели экспертизу, поставляемого из Белоруссии сгущенного молока, и оказалось, что там очень много химии, в частности, загустителей. И деятельность постоянного комитета никак этому не мешает.

То есть, в данной ситуации непонятно, чем занимался этот комитет, и чем будет заниматься. Главная его функция – представительская. Демонстрация того, что Союзное государство России и Белоруссии якобы существует и якобы работает, даже занимается перекладыванием и сверкой каких-то бумажек.

«СП»: - То есть, реальной интеграции это никак не способствует?

- Конечно же, постоянный комитет реальной интеграции не способствует. На самом деле, ни посол России в Белоруссии, ни постоянный комитет никаких финансовых решений не принимают. Финансовые решения о кредитование Белоруссии принимаются на самом верху российской властной пирамиды. Это политические решения, носящие зачастую именно геополитический, а не экономический характер. Мы поддерживаем своего союзника, который угрожает уйти на Запад.

«СП»: - Для нас это важно?

- Для нас важно, чтобы наступил, так скажем, момент истины. Потому что все эти деньги, выделяемые, что на постоянный комитет, что на поддержку белорусской экономики, можно было бы направить (и нужно направлять) на внутреннее развитие.

Важно определиться: либо Белоруссия идет на реальную интеграцию, на объединение – в рамках ли «дорожных карт», в рамках ли Союзного договора 1999 года. Либо мы, соответственно, переходим на другие с ней отношения. На отношения, которые у нас существуют с другими странами, даже в рамках вполне дружественных интеграционных союзов – ЕАЭС или ОДКБ.

Но тогда все льготные преференционные субсидиарные режимы будут отключены, потому что никакого смысла в них нет. Мы не видим ни практических результатов интеграции, не видим какой-либо экономической отдачи.

Вообще, в целом, давно нужно поставить вопрос ребром: будет интеграция или нет…

Директор Центра изучения перспектив интеграции, главный редактор портала RuBaltic.ru Сергей Рекеда, со своей стороны, не видит ничего необычного в столь частой смене послов РФ в Минске:

- Это говорит о том, что российско-белорусские отношения определяются и контролируются, прежде всего, на уровне первых лиц государства. Ключевые вопросы решаются там. А посольство выполняет больше техническую функцию.

То, что произошло с Бабичем, мне кажется, было не плановой ситуацией, поэтому потребовалась довольно быстрая замена на нового посла. Но нынешний посол Мезинцев, скорей всего, не уйдет далеко от российско-белорусских отношений. Поэтому вряд ли можно говорить, что здесь «с ног на голову» что-то меняется. Я как раз думаю, что у нас продолжится прежняя линий в российско-белорусских отношениях.

То есть, если кто-то ожидает повторения ситуации с Бабичем, то этого не будет. Будет, скорее, преемственность с нынешним мягким курсом на взаимоотношения между Москвой и Минском, поддержку официальной позиции и т.д.

Что касается кандидатуры Лукьянова, то это, действительно, профессионал с богатейшим опытом. Собственно, после того, как прошлой осенью свой пост покинул глава российской дипмиссии в Литве Александр Удальцов (к слову, дядя известного оппозиционера, лидера Левого фронта Сергея Удальцова – ред.), Лукьянов оставался там последним из дипломатических тяжеловесов.

Но надо понимать, что Латвия, это не та страна, где можно проявить в полной мере масштаб дипломатической деятельности, особенно, в последние годы, когда вопрос в основном связан только с поддержкой русскоязычного меньшинства. Остальные сферы сотрудничества там фактически сворачиваются.

И свои задачи посла Лукьянов вполне успешно реализовывал. Во всяком случае, я не помню никаких серьезных претензий за время его работы в Риге, которые бы высказывались в сторону посольства или в сторону его самого.