Войти в почту

Жесткая политика РФ оставила европейцев перед непростым выбором

Проблемы в отношениях с ЕС могут поменять профиль европейской политики РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» профессор МГИМО, руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов.

Жесткая политика РФ оставила европейцев перед непростым выбором
© ФБА "Экономика сегодня"

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров считает, что нельзя путать ЕС и Европу. Россия никуда из Европы не уходит, у нее там много друзей и единомышленников, с которыми Москва продолжит развивать взаимовыгодные отношения.

Лавров считает, что у РФ по отдельности нет проблем в отношениях с большинством европейских стран, а вот от диалога Москвы и Брюсселя мало что осталось. Сложившаяся ситуация рискует переформатировать наши отношения с ЕС.

После визита Жозепа Борреля в Москву в отношениях РФ и ЕС произошло ухудшение, которое может обернуться усилением санкций на встрече в Брюсселе 22 февраля.По этому вопросу наша страна уже заняла жесткую позицию.

Россия заняла жесткую политику по ЕС

«Никто с ЕС разрывать отношения не собирается. Брюссель остается важным партнером Москвы, а концепцию внешней политики РФ, которая была введена президентским указом в 2016 году, никто не менял», - констатирует Данилов.

Москва длительное время пыталась восстановить отношения с Брюсселем, рассчитывая на политический диалог. Много надежд связывалось со сменой руководства в европейских органах.

Выборы в Европарламент прошли в мае 2019 года, но ситуацию в российско-европейских отношениях они не улучшили. Напротив, баланс сил сохранился, пусть и евроспектики формально улучшили позиции в главном органе ЕС.

«Во многом улучшить отношения не получилось из-за COVID-19: пауза с пандемией слишком затянулась. Мы планировали разблокировать каналы связи с ЕС, большая ставка делалась на визит Борреля в РФ, однако ему в Брюсселе дали по рукам. После этого стало понятно, что Евросоюз не способен позитивно отвечать на российские предложения», - резюмирует Данилов.

В ЕС есть страны и политические силы, собирающиеся идти по пути восстановления отношений и каналов политико-дипломатического диалога с Москвой, но они пока не определяют принятие решений по российскому направлению.

«Лавров заявил жесткую позицию по ЕС еще в конце прошлого года, а недавно ее повторил. Она сводится к тому, что если ЕС не готов выстраивать отношения с РФ и восстанавливать каналы политико-дипломатического общения, то игра, требующая наличия двух партнеров, в этом случае невозможна, а от Москвы в данной ситуации мало что зависит», - заключает Данилов.

Из-за этого Россия не исключает отказ от политического-дипломатического диалога с ЕС в его коллективном качестве.

«Толька эта опция не является избранной политической линией Москвы. Мы говорим о том, что такое развитие событие не исключено, если в ЕС не возобладает прагматизм, о котором европейцы рассуждают в своей глобальной стратегии», - констатирует Данилов.

Россия может ограничить диалог с ЕС

В Евросоюзе есть силы, готовые двигаться навстречу России, это европейские тяжеловесы: Германия, Франция и Италия.

«Разговор для Брюсселя тут идет не только об отношениях с Москвой, а о том, что общая линия ЕС разбивается об оппортунистическую политику некоторых государств. В случае РФ – это Польша, Прибалтика и некоторые северные страны», - резюмирует Данилов.

Франко-германский тандем претендует на формирование единой политики безопасности ЕС и определение других компонентов европейской стратегии. Если Берлин и Париж проиграют по российскому вопросу, то возникнут проблемы внутри объединения.

«Данная перспектива не прорисовывается Лавровым подробно, но европейские политики это прекрасно понимают. Если Германия и Франция проиграют, то ценой этого будут не отношения с РФ, а Евросоюз», - заключает Данилов.

Что касается полного разрыва отношений между РФ и ЕС, то такого случиться не должно.

«Это не в интересах обеих сторон и грозит обернуться серьезными последствиями. Взаимные риски здесь очень большие. Разрыв политико-дипломатических отношений – это последний шаг в направлении эскалации», - резюмирует Данилов.

С другой стороны, профиль наших отношений с партнерами может быть снижен.

«Для поддержания двусторонних отношений диалог на уровне послов недостаточен. Смысл наших контактов с ЕС заключается в формировании целей и задач, а затем в их решении на совместной основе. Для этого нужны соответствующие директивы, принимающиеся на высшем уровне, включая Совет ЕС, Еврокомиссию и т. д.», - констатирует Данилов.

В ЕС не идут на восстановление системного политического диалога с РФ, поэтому в диалоге отсутствуют целеустановки.

«Из-за этого у РФ возникает резонный вопрос, а зачем сохранять в Брюсселе такой большой штат специалистов вместе с официальным представителем, который не решает вопросов развития отношений», - заключает Данилов.

Пауза в наших отношениях идет с 2014 году, так что набор политико-дипломатических функций в Брюсселе может быть изменен и сокращен.

«Это дипломатические контакты, обмен информацией, консульская деятельность. В таком случае вес отношений между РФ и отдельными европейскими государствами действительно увеличится», - резюмирует Данилов.