Войти в почту

Вынесенное в заголовок знаменитое высказывание Виктора Черномырдина невольно вспомнилось, когда пришла печальная новость о скоропостижном увольнении известного государственного и общественного деятеля Андрея Илларионова из американского либертарианского Института Катона, где он полтора десятка лет безбедно трудился в вашингтонском «Центре по глобальной свободе и процветанию».

В середине января 2021 года «свобода» вдруг закончилась, причем вместе с процветанием. Илларионова уволили в одночасье за интернет-публикацию о штурме Капитолия. Осветил вопрос не так, как надо хозяевам — и сразу до свидания, точнее, прощай навсегда. Вылетел в первый день старого Нового года, в канун своего 60-летнего юбилея, как пробка из последней праздничной бутылки игристого напитка. Как любят выражаться продвинутые московские девушки-подростки: «Типа доигрался!»

Как же он, столь многоопытный деятель, так неосторожно сам себя на мякине провёл? Кто в этом виноват?

На мой взгляд, виновата во всем опять-таки путинская Россия, которую он яростно клянет уже много лет. Распустили пацана, питомца одного из лучших отечественных университетов, на родной земле, а он и подумал, что в свободном мире будет ему еще свободнее. Помните, к примеру, как он рассуждал в газете «Ведомости» о действиях российских властей «по уничтожению законности, нарушению прав человека, удушению свободы слова, ликвидации демократии, дискредитации неправительственных организаций, национализации частной собственности, агрессии против демократически ориентированных соседей»? Все помои в одном флаконе. И что? А ничего. 

А помните, как в 2014-м он в интервью шведской газете клеймил «планы» Путина «по аннексии Белоруссии, стран Прибалтики и Финляндии»? И что? А ничего, только сиюминутная критика в российской прессе.

А помните, как еще до этого он был одним из авторитетных подписантов зажигательного сочинения несистемной (точнее, бессистемной) оппозиции «Путин должен уйти». И что? А вновь ничего. Свобода слова в России, понимаешь.

Именно эта российская вольница и подвела нашего мыслителя, побудив его сравнить штурм Капитолия с поджогом рейхстага. А сгорело в итоге его теплое рабочее место.

Конечно, полагая себя (не без оснований) крупным, причем международного масштаба мыслителем либерального толка, он подобного отношения к себе не предполагал. Забыл, видно старый одесский анекдот про портного, который смастерив костюм для московского толстяка из небольшого лоскута материи, доходчиво объяснил свой успех: «это вы в столице большая фигура, а у нас в Одессе вы просто…»

Ясно, однако, что бурная многолетняя антироссийская деятельность нашего героя не могла остаться без наград. И награда, правда, всего одна у Андрея Илларионова есть — грузинский орден Победы, который присваивается «за достижение побед для Грузии».

Среди шести десятков его кавалеров он единственный россиянин! И в какой компании — Джордж Буш, Джозеф Байден, Виктор Ющенко, братья Качиньские, Джон Маккейн, Билл Клинтон!..

И тут — на тебе — отставка! В пору на биржу труда идти записываться.