Войти в почту

Подсчитаны траты России на непризнанные республики: это миллиарды

Подсчитаны траты России на непризнанные республики: это миллиарды

У России осталось не так много союзников — и среди них непризнанные или частично признанные республики. Мы попытались подсчитать, сколько тратит наша страна на поддержку Донбасса, Приднестровья, Абзахии и Южной Осетии.

Абхазия

Фото: Ольга Шуклина

Во время недавней большой пресс-конференции президент Владимир Путин заявил, что Россия будет наращивать поддержку самопровозглашенных республик Донбасса. Между тем. ДНР и ЛНР — далеко не единственные, кому РФ помогает финансово. В 2015 году американская компания Stratfor сообщила, что Абхазия ежегодно получает от России около 300 миллионов долларов, Южная Осетия и Приднестровье — по 100 миллионов, ДНР и ЛНР – по 1 миллиарду долларов. В 2016 году немецкое издание Bild уточнило, что самопровозглашенные республики Донбасса ежегодно обходятся Москве в 1 миллиард евро. Но посмотрим на более свежие данные.

Абхазия, Южная Осетия: точно 12 миллиардов

Финансирование непризнанных или частично признанных республик традиционно является темой для спекуляций сторонников и противников внешней политики Москвы. Из всего списка так называемых «новых государств» Россия признала только Абхазию и Южную Осетию, поэтому относительно их финансирования найти информацию легче.

В 2021-2023 годах Россия собирается профинансировать повышение зарплат бюджетников в Абхазии и Южной Осетии. Ради этого Москва готова выделить 3,6 миллиарда рублей. Кроме того, в 2019 году посол России в Абхазии заявил, что в течение года республика получила от РФ 1 миллиард рублей на выплату зарплат и пенсий. Как известно, подавляющее большинство жителей Абхазии являются россиянами.

В 2020 году российский бюджет выделил Абхазии и Южной Осетии около 12 миллиардов рублей, если верить Счетной палате. В частности, Южная Осетия получила около 6,2 миллиарда рублей, а Абхазия – 5,5 миллиарда.

Приднестровье: говорят о миллиарде долларов

Сложнее обстоят дела с теми республиками, чей статус не признан. Например, в 2014 году спикер приднестровского парламента Михаил Бурла заявил, что Россия ежегодно финансирует Приднестровье в размере 1 миллиарда долларов. Правда, сюда он отнес даже льготы на поставку газа. Кроме того, в октябре 2020 года в пресс-службе парламента Приднестровья заявили, что с 2008 по 2019 годы Москва оказала самопровозглашенной республике помощь в виде предоставления технических кредитов и беспроцентных займов в сфере аграрного и малого бизнеса на общую сумму свыше 1,25 миллиарда рублей и 533 тысячи евро. Этой помощью смог воспользоваться 191 предприниматель.

Фото: en.wikipedia.org

В свою очередь посол по особым поручениям, представитель России в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию Сергей Губарев в апреле 2019 года заявил, что РФ выделила Приднестровью свыше 5 миллиардов рублей в рамках программы гуманитарной помощи. Правда, он не объяснил, в какой промежуток времени были выделены эти деньги.

ДНР, ЛНР: 2 миллиарда только на пенсии

Финансирование ДНР и ЛНР и вовсе покрыто тайной. Известно, что отдельные районы Донецкой и Луганской областей находятся в экономической блокаде со стороны Киева, поэтому поддержка их существования практически полностью легла на плечи Москвы.

При этом сами самопровозглашённые республики скрывают данные о своем финансовом положении. Кроме того, доподлинно не известно, сколько человек живет в ДНР и ЛНР и какая у них средняя зарплата. Опубликованные официальные данные на этот счет у местных жителей не вызывают ничего, кроме смеха.

Фото: dan-news.info

По примерным оценкам, бюджет ДНР и ЛНР зависит от России минимум на 80%. При этом одни только пенсии они ежемесячно выплачивают на сумму свыше 2,6 миллиарда рублей. И это не говоря о том, что есть еще военнослужащие и остальные бюджетники, которым тоже надо платить зарплату. Плюс к этому следует добавить средства, потраченные Россией на гуманитарную помощь, которую регулярно доставляют в Донецк и Луганск, деньги за электроэнергию и так далее.

Будут ли эти республики когда-нибудь самодостаточными, «МК» выяснил у Владимира Жарихина, замглавы Института стран СНГ:

— Если говорить про Южную Осетию, то над ней шефство должна взять Северная Осетия. А у Абхазии есть все возможности для того, чтобы перестать быть зависимой от России.

Но во многом ситуацию в нынешнем виде удерживает абхазский закон о том, что собственниками компаний на территории Абхазии могут быть только граждане Абхазии. Это очень сильно препятствует продвижению российского капитала. При этом российские бизнесмены проявляют интерес и к курортным объектам, и к сельскому хозяйству…Были попытки организовать бизнес через зиц-председателей, но через какое-то время они оказывались настоящими председателями.

Эта проблема в Абхазии появилась из-за того, что изначально значительная часть местных объектов находилась в собственности грузин. Соответственно, местные власти не хотели с этим мириться, но не могли написать в законе, что заниматься бизнесом могут только россияне, а грузинам запрещено. Понятно, какой резонанс это имело бы.

Но абхазским властям все равно придется перебороть свой страх и снять ограничение ради экономического процветания. В конце концов, всегда можно найти формальные основания для того, чтобы не допустить неугодных предпринимателей в республику.

— А как дела обстоят у Приднестровья?

— По большому счету, республика уже на самообеспечении. Кстати, с Европой они давно торгуют больше, чем с Россией. В основном Москва поддерживает республику энергоресурсами, газом.

— Почему данные об экономике ДНР и ЛНР покрыты тайной?

— Там очень непростая ситуация. Там атмосфера неопределенности в разы больше, чем, например, в Абхазии. В этих условиях очень сложно построить нормальную экономику. В частности, существуют Минские соглашения. Если кто-то что-нибудь там купит или проинвестирует, а потом регион вернется под контроль Украины, никто никакие расходы возмещать не будет. Экономическая ситуация в ДНР и ЛНР является результатом нерешенности политического статуса этих образований…

«Исключительно политическая история»

Возникает резонный вопрос: зачем России поддерживать республики с неопределенным статусом, если, к тому же, некоторые из них не пускают к себе российский бизнес. На этот вопрос нам ответил политолог Алексей Макаркин.

— Часть из этих образований были унаследованы Россией со времен СССР. Советская Россия пыталась манипулировать Грузией и Молдавией за счет Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья с тем, чтобы они не порывали с ней отношения. Когда же Советский Союз распался, Россия продолжила поддерживать эти регионы, чтобы усилить свои позиции на постсоветском пространстве, стимулировать интеграцию и так далее. 

Например, по Молдавии был целый проект по созданию конфедерации, известный как «план Козака». С Грузией тоже пытались договориться, хотя там переговоры шли более проблемно. Тем не менее, до 2008 года Россия не признавала Абхазию и Южную Осетию.

В 2014 году прибавились ДНР и ЛНР. Помимо прочего важную роль начал играть фактор неопределенных границ. В частности, из-за территориальных споров Украина, Грузия и Молдавия не могут вступить в Евросоюз и НАТО. Что России на руку.

При это ситуация в каждом из образований разная. Абхазия хотела бы сохранить свою независимость. Южная Осетия на низовом уровне стремится к объединению с Северной Осетией. 

Приднестровье Россия не признает и даже в школьных учебниках раскрашивает регион в цвета молдавского флага, но держит там свои войска. А в ДНР и ЛНР вообще очень странная ситуация. Сначала Москва пыталась втолкнуть их назад на Украину, но Киев воспротивился, так как не хотел, чтобы регион тянул всю страну к России. В результате, от вталкивания региона отказались и теперь идет процесс сближения России с Донбассом.

Так что неправильно связывать поддержку этих образований с экономикой. Речь идет о форпостах России. И это исключительно политическая история.

Источник