Войти в почту

Шмелев объяснил, как Россия будет отвечать на западную политику вмешательства

Политика вмешательства в российские внутренние дела является составной частью западной стратегии, считает проректор Московской высшей школы, доктор исторических наук Борис Шмелев. Запад пытается вмешиваться во внутренние дела РФ Временная комиссия Совета федерации РФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России передаст в международные инстанции материалы по всенародному голосованию по поправкам в Конституцию РФ. В начале июля в России завершилось голосование по поправкам в Конституцию РФ, которое привело к большому ажиотажу у западных партнеров и к многочисленным попыткам давления на сложившуюся в нашей стране политическую ситуацию. Комиссия выявила и осудила эти грубые нарушения международного права и собирается передать полученные сведения для их оценки в международные организации. Очевидно, что для этого будет использована ООН и ее институты. В Комиссии отмечают, что американские власти и их западные партнеры оказывают давление на РФ с целью ее сдерживания и дискредитации на международной арене. Одним из направлений усилий является дестабилизация ситуации внутри России, для чего используются разные способы, включая избирательные компании и другие демократические институты. Результаты деятельности Комиссии подтверждают внешнеполитическую линию РФ, где придается особое внимание соблюдению международного права и такому базовому принципу, как невмешательство во внутренние дела государств. В России считают, что Запад регулярно нарушает это норму в отношении суверенных государств и пытается реализовать такую политику у нас. Для противодействия в РФ был принят закон об иностранных агентах и проведено ужесточение национального законодательства. Положения о защите национального суверенитета и международного права были внесены в Конституцию РФ. Так Москва отреагировала на активность Запада, которая постоянно возрастает из-за усиления роли РФ в международной политике. Россия получит оценку доклада Комиссии со стороны ООН и других международных структур, но очевидно, что без прямых переговоров с Западом эту проблему не решить. Там давно сформировалась линия по игнорированию норм международного права. Между Россией и Западом идет холодная война «Принцип невмешательства во внутренние дела является одним из ключевых в международном праве, но он всегда нарушался и никогда полностью не соблюдался. Тем более на Западе после подписания Хельсинского акта было сформулировано положение, что этот принцип важен, но если в государстве нарушаются права человека, идет геноцид, а правительство не в состоянии контролировать ситуацию, и она угрожает международной безопасности, то тогда можно туда вмешаться», - констатирует Шмелев. Формально речь идет о вмешательстве «международного сообщества», но западные интервенции последних лет показывают, что для такого решения достаточно позиции, выраженной в реляциях США и НАТО. Единственный случай законного международного вмешательства был во время «Бури в пустыни» 1991 года, когда СССР воздержался в Совбезе ООН на голосовании по Кувейту, и США был выдан мандат на военную операцию против режима Саддама Хуссейна. Во всех остальных прецедентах на Западе принималось одностороннее решение, как это было в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии и т.д. «С точки зрения международного права вмешательство во внутренние дела суверенных государств можно осуществлять только с санкции Совбеза ООН, но данный принцип никогда не соблюдался. Если вспомнить советскую эпоху, то Запад проводил мощную информационную кампанию против Москвы и социалистических государств СЭВ», - резюмирует Шмелев. Западную политику в отношении СЭВ можно расценить как вмешательство во внутренние дела, поэтому мы не сталкиваемся с новой проблемой. «Для Вашингтона вмешательство во внутренние дела является мощнейшим рычагом давления на Москву, а также политики ее сдерживания. С этим мы ничего не сможем сделать, поскольку сегодня невозможно договориться с Западом», - констатирует Шмелев. У России нет таких геополитических возможностей, какие были у СССР, поэтому мы не сможем симметрично ответить на действия Запада. «Россия не обладает материальными, организационными и информационными возможностями для того, чтобы оказать эффективное давление на ситуацию внутри коллективного Запада, поэтому пока идет «игра в одни ворота», - резюмирует Шмелев. На Западе имеют в виду этот дисбаланс и не стремятся к компромиссу с Россией по политике невмешательства во внутренние дела. «Прекрасно, что Комиссией был подготовлен данный доклад, что сама структура работает – это своеобразный ответ на то, что Запад в последние годы делал с Россией, но заметного международного результата ждать не стоит», - заключает Шмелев. В России это прекрасно понимают и используют данную работу для контроля за агрессивными действиями Запада и международного позиционирования политики России по соблюдению базовых норм международного права. «Запад продолжит свою игру, которая будет прекращена или ослаблена только в случае окончания холодной войны с Россией. Если мы сможем нормализовать наши отношения с Западом, то тогда можно будет решить эту проблему, но в ближайшее время этого не предвидится. Холодная война будет продолжать достаточно долго, как и западная политика вмешательства», - констатирует Шмелев.

Шмелев объяснил, как Россия будет отвечать на западную политику вмешательства
© ФБА "Экономика сегодня"