Войти в почту

Кем станет Владимир Путин после 2024 года?

При ближайшем рассмотрении поправок в конституцию можно понять, что президентская власть не ослабляется, а еще больше усиливается

Кем станет Владимир Путин после 2024 года?
© © РИА Новости / Григорий Сысоев

Госдума 23 января рассмотрит в первом чтении законопроект о поправках в конституцию. Для этого она созвана даже на два часа раньше обычного — в десять утра. Появилось ли больше ясности относительно того, как будет функционировать новая система власти в России?

Комментарий Георгия Бовта:

Рабочая группа по поправкам к конституции успела провести лишь два заседания и ничего пока не предложила. Теперь она займется, видимо, шлифовкой текста параллельно с Думой перед вторым чтением, когда уже ничего изменить будет нельзя. Со вторым чтением, судя по всему, тянуть не будут дольше середины февраля. Один из сопредседателей рабочей группы Павел Крашенинников говорит, что она займется, в частности, определением переходного периода, а также, возможно, уточнит норму, предусматривающую роспуск Госдумы в случае затягивания ею сроков утверждения членов правительства. Любопытно, что до сих пор никто ничего не говорил о каком-то переходном периоде. Откуда куда? И не принесет ли нам этот период новых сюрпризов? Что касается вышеупомянутого роспуска Думы, то, согласно предложенным поправкам, она имеет всего неделю на утверждение предлагаемых премьером министров. И это наглядно показывает, что в реальности парламент получит от исполнительной власти не так уж много полномочий. А по сути, практически никаких. При ближайшем рассмотрении поправок видно, что, кроме вводимого ограничения занимать свой пост лишь два срока, независимо, подряд или нет, ничем таким глава исполнительной власти с парламентом особо не делится, а наоборот, сильно укрепляется сам. Появляются новые, закрепляемые в конституции функции — формировать единолично Госсовет, про который пока мало что понятно, кроме того, что этот орган будет определять «основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства». Судя по всему, Госсовет, который сейчас по должности возглавляет как раз президент, встанет над всеми тремя ветвями власти и не будет ограничен ни одной из них.
Вроде бы президент теперь будет назначать только тех министров, которые утверждены Думой. Но ведь предлагать министров будет все равно предложенный президентом же премьер, зависимость которого от президента еще больше повышается, поскольку его теперь можно уволить отдельно от правительства, а не вместе с ним. Глав силовых ведомств, а также МИД президент будет назначать в обход Думы, после никого ни к чему не обязывающих консультаций с Советом Федерации. Куда он может, кстати, теперь кооптировать до 10% членов, которые не будут представлять исполнительную и законодательную ветви власти регионов. Просто кого захочет. Впервые в конституции закрепляется существование министерств и ведомств, руководство которыми осуществляет лично глава государства. Президент также получит полномочия представлять к отставке Совету Федерации судей в случае «поступка, порочащего честь и достоинство судьи». По сути, по недоверию. Это не вписывается в классическую систему баланса ветвей власти и независимость судебной власти. Конституционный суд вроде бы получит новые полномочия — проверять на конституционность еще не вступившие в силу законы. Но делать он это сможет только по представлению президента, если обе палаты уже преодолели его вето на законопроект. Тем самым президент получает право «супервето» по отношению к парламенту. При этом количество судей в КС сокращается с 19 до 11, что может сделать его еще более управляемым. Так что при ближайшем рассмотрении президентская власть не ослабляется, а еще больше усиливается. При ныне действующем президенте это все не выглядит потрясением основ. Скорее, закреплением на конституционном уровне уже сложившихся порядков. А теперь попробуйте сыграть в игру под названием «Найди Путина в новой системе власти после 2024 года». Не каждый справится с заданием, тем более правила игры по-прежнему неизвестны. Сам президент так прокомментировал предложение на встрече со студентами стать «министром-наставником» по примеру Сингапура. «Это будет подрывать институт президента», — ответил он. Однако полномочия Госсовета, куда многие прочат Путина после истечения президентского срока, пока остаются загадкой. Какие будут взаимоотношения между главой Госсовета, если им станет Путин, и президентом, когда им перестанет быть Путин? У этого президента полномочий и возможностей теперь будет больше, как выясняется, чем у ныне действующего. Кто же этот «политический супермен»? Ответа нет. Кажется, в этом пазле по-прежнему не хватает важных деталей. Вопреки ожиданиям многих, политическое будущее ныне действующего президента никак не прояснилось. До 2024 года остается еще немало времени, и у нас есть шансы увидеть другие акты этой интригующей постановки. Это лишь первый акт. Но явно не последний.