Войти в почту

Что решат по кадрам?

Когда возникнет полная ясность по поводу состава кабинета министров и какая политическая судьба ждет Дмитрия Медведева?

У Дмитрия Медведева еще многое может быть впереди?
© Александр Астафьев / Reuters

Госдума поддержала кандидатуру Михаила Мишустина на пост премьера российского правительства, а президент сразу подписал соответствующий указ о его назначении. Бывший премьер Дмитрий Медведев был официально назначен на должность заместителя председателя Совета безопасности.

Комментарий Георгия Бовта:

Хотя многие уже поспешили политически похоронить Дмитрия Медведева, остались не проясненными некоторые нюансы, которые не укладываются в логику таких «похорон». В эту логику пока явно, например, не укладывается то, что Медведев, будучи отставленным с поста премьера, остается председателем партии «Единая Россия», которую многие называют «правящей», хотя юридически это не совсем так. О том, что Медведев сохранит пост лидера партии, заявил секретарь ее генсовета Андрей Турчак, сославшись на то, что нет никаких законодательных ограничений, связанных с назначением экс-премьера на должность заместителя председателя Совета безопасности и совмещением этой позиции с позицией председателя партии. Строго говоря, это именно так, поскольку на момент назначения Медведева на новую должность она как таковая вообще не была прописана ни в одном законе вообще. Какие уж тут могут быть ограничения? Не вполне, правда, понятно, какую роль, кроме чисто номинальной, сможет играть нынешний Медведев в жизни «Единой России», если даже в бытность его премьером партийцы не очень-то ориентировались на председателя в своих политических заявлениях и даже голосованиях. А уж представить себе Медведева, ведущего бойкую «полевую» избирательную кампанию, так и вовсе затруднительно. Видимо, все-таки этот партийный проект ожидает некое переформатирование, все параметры которого еще не вполне понятны. Как говорится, руки еще не дошли. А вот самого Медведева все же следует считать пока не отправленным на досрочную пенсию, а посаженным на скамейку запасных. Долгий опыт правления Владимира Путина показывает, что с нее вполне еще можно вновь выйти на «политическую площадку». Это примерно как в хоккее, в который любит играть действующий президент. Да и новый премьер, кстати, тоже.
Скажем, после отставки с поста премьера в 1998 году, а затем краха партии «Союз правых сил» некоторым тоже казалось, что Сергей Кириенко никогда больше не вернется в российскую политику. А он не просто вернулся, отработав результативно в «Росатоме», но и во многом руководит ею из управления внутренней политики кремлевской администрации. Так что и у Медведева может еще тоже многое быть впереди. Что касается формирования нового правительства, то оно пока проходит по старым правилам, ведь соответствующие поправки в конституцию еще не приняты, а потому обещанные сейчас думцам консультации по составу кабинета можно считать сугубо церемониальными. В ходе выступления в Думе Михаил Мишустин лишь объявил о неких переменах в кадровом составе правительства и его структуре, однако не стал делиться с парламентариями никакими подробностями. А те, в общем, и не спрашивали. Зато из думских кулуаров — уж сознательно или нет — произошла утечка, что в ходе встреч с Мишустиным по фракциям думцы больше всего критиковали министров труда Топилина, здравоохранения — Скворцову, культуры — Мединского, а также просвещения — Васильеву. Любопытно будет свериться, насколько эта критика будет отражена в новом составе кабинета. В правительстве наверняка появятся новые лица. Но возможно появление и таких, которые будут новыми лишь относительно. Так, ряд источников прочит возвращение в правительство помощника президента Андрея Белоусова. Другие предрекают уход главы МВД Колокольцева, однако такое с ним уже не в первый раз. К тому же назначение министров силового блока, а также главы МИД — это исключительно прерогатива президента. И тут уже утечек не будет никаких. Вряд ли стоит ждать совсем уж революционного обновления состава правительства. Во-первых, потому, что, при всем уважении к новому премьеру, зарекомендовавшему себя на прошлом месте работы в качестве исключительно эффективного руководителя, речь не идет об именно революционной смене экономического курса. Это потребовало бы ряда политических решений, а их нет. Во-вторых, скамейка запасных в верхнем эшелоне власти не так чтобы уж очень длинная. Все эти люди, один раз войдя в обойму высшей номенклатуры, если сильно не проштрафились, в общем, в ней как-то и продолжают вращаться. В советское время это называлось «бережное отношение к кадрам». Такой принцип был взят тогдашней по-настоящему правящей партией КПСС на вооружение после того, как, похоронив Сталина, номенклатура осознала, что она устала бояться по ночам и хочет стабильности.