Войти в почту

Подписать «формулу Штайнмайера» еще не значит выполнить? Комментарий Георгия Бовта

Документ, согласованный трехсторонней контактной группой в Минске, должен открыть Украине путь к закону об особом статусе Донбасса и последующим выборам в регионе

Формула Донбасса: подписать еще не значит выполнить?
© © Sputnik / Виктор Толочко

Трехсторонняя контактная группа в Минске подписала «формулу Штайнмайера». Позже украинский лидер Владимир Зеленский заявил, что принятые положения должны быть имплементированы в новый закон об особом статусе Донбасса, которого еще нет. Может ли формула быть реализована в таком виде, в каком прописана?

Комментарий Георгия Бовта:

Еще до согласования «формулы Штайнмайера» в Минске ее содержание раскрыл бывший член делегации от Украины в трехсторонней контактной группе Роман Бессмертный. Он написал в Facebook, что готовится документ об имплементации «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины и предстоят «выборы по сценарию Кремля. «Это выборы ради легитимизации «власти» на оккупированной территории! Эта бумажка не обеспечит мир, не решит социально-гуманитарные проблемы!» — написал он. Ранее глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кучма выражал уверенность в том, что «формула Штайнмайера» на встрече «нормандской четверки» утверждена не будет и президент Зеленский никогда не согласится на особый статус Донбасса и выборы на «оккупированной территории» до вывода российских войск. 18 сентября Кучма отказался подписывать формулу, выдвинув целый ряд условий: полное прекращение огня, обеспечение эффективного мониторинга со стороны ОБСЕ, вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники, разведение сил вдоль всей линии соприкосновения, обеспечение работы ЦИК Украины, украинских партий и иностранных наблюдателей, установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы. После чего уже Москва заявила, что отказ украинских властей подписывать формулу, которую ранее согласовал даже президент Порошенко, ставит под вопрос переговоры Путина с Зеленским в «нормандском формате» и вообще дальнейший процесс урегулирования. Саммит в «нормандском формате», на котором настаивал Зеленский и который президент Франции Макрон согласился провести в сентябре, был сорван, новая дата пока не назначена. Речь может идти о декабре. Сам Макрон теперь говорит о «нескольких неделях».
Впрочем, теперь может выясниться, что «дать согласие» и даже подписать документ может вовсе не означать намерение выполнять указанную формулу так, как она написана, и так, как ее понимают в Москве. Притом что сложностей с пониманием определенного порядка действий вообще-то быть не должно ни у кого, в том числе с пунктом о передаче контроля за российско-украинской границей на участке самопровозглашенных республик Киеву. Этот пункт значится последним. Зеленский вслед за известиями из Минска уже заявил: «Сегодня были устранены последние преграды на пути к проведению саммита «нормандской четверки». На прямой вопрос, подписали ли «формулу Штайнмайера», он ответил: «Мы согласовали текст формулы». После чего повторил свое уже ранее выдвигавшееся условие: для того чтобы на территории «особых районов Донецкой и Луганской областей» состоялись выборы, все российские войска должны быть выведены, а «захваченный» участок украинско-российской границы — передан под контроль Украины. Иначе выборов в «особых районах» не будет. Таким образом, согласовав «формулу Штайнмайера», Киев хотел бы, видимо, снять формальное препятствие на пути организации саммита в «нормандском формате», раз уж Москва его выдвигала. А вот уже во время саммита Зеленский попытается отыграть назад, призвав в союзники лидеров Франции и Германии. Также возможно выдвижение и новых условий для реализации «формулы Штайнмайера», которые существенно выхолостят ее или сделают реализацию невозможной. Киев может потребовать, чтобы на так называемых местных выборах голосовали все беженцы из Донбасса на Украине — на нынешних их местах пребывания, то есть на остальной территории Украины. И чтобы присутствие украинских партий, проукраинских кандидатов и безопасность украинских журналистов в ходе избирательной кампании была гарантирована миссией ОБСЕ. Не говоря уже о гарантиях безопасности многочисленных наблюдателей, украинских и зарубежных, в день выборов. Под контролем если не украинских силовиков, то миротворческой миссии ООН. Дополнив все это еще и условием, что нарушение любой из этих норм аннулирует весь процесс реализации формулы. Теперь ход за Москвой.