Войти в почту

Американским агентам перекрывают кислород

Минюст может получить возможность напрямую «банить» некоммерческие организации, работающие в интересах Соединённых Штатов Америки и граждан этой страны. Это же ведомство будет определять ту или иную деятельность НКО как явно проамериканскую.

Американским агентам перекрывают кислород
© Кадр из фильма «РЭД», DC Entertainment

Подробнее с проектом закона уже сейчас можно ознакомиться на портале проектов нормативных правовых актов.

Правозащитники предупреждают…

Возможность прекращения или приостановки деятельности враждебной интересам России некоммерческой организации уже предусмотрена в действующем федеральном законе «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который был подписан в конце 2012-го года — тот самый нашумевший «закон Димы Яковлева». Правозащитники так увлеклись реакцией на его четвёртую часть, регламентирующую вопросы усыновления сирот, что реакцию на предыдущую — про себя любимых — как-то оставили за скобками.

Но, справедливости ради, там и пугаться особо было нечего, так как конкретный инструмент репрессий в отношении враждебных политике государства организации прописан не был: возможность приостановить деятельность или ликвидировать была, но не было названо уполномоченных. Теперь Минюст, уже уполномоченный называть те или иные НКО «иностранными агентами», решил этот правовой пробел устранить, а также конкретизировать: под запрет должны будут попадать те некоммерческие организации, что явно действуют в интересах США.

Объяснить такую явно невыгодную конкретику (которая, по сути, стала самоограничительной) можно лишь необходимостью ответа на новую утверждённую Вашингтоном серию санкций против России. Не конкретизируй «бенефициара» — не поймут, в чей адрес «кузькина мать» показана, а так даже ребёнку всё понятно.

Но предлагаемыми поправками к и без того жёсткому закону власти открывают, по сути, «ящик Пандоры», предупредила в беседе с News.ru директор российских программ международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина.

«У Минюста на сегодняшний день уже и так есть широчайшие возможности для воздействия на некоммерческие организации и, если честно, я не вижу практического смысла в этих поправках, в каком-то ужесточении полномочий — они и без того предельно жёсткие, — поделилась с News.ru своей позицией Локшина. — С политической же точки зрения упрощение процедуры приостановки или ликвидации некоммерческих организаций под предлогом их сотрудничества с зарубежными политическими институтами нанесёт большой ущерб обществу. Это будет способствовать нагнетанию негатива вокруг НКО, рост недоверия в обществе вообще ко всем некоммерческим организациям без разбора».

В заключение правозащитник предположила, что авторы поправок явно недооценивают тот вред, который они нанесут обществу в средне- и долгосрочной перспективах.

К слову, в России уже действует положение, позволяющее Совету Федерации ту или иную работающую в нашей стране международную организацию именовать нежелательной (после этого организация теряет право на работу в России), так что хотя бы с этой точки зрения с позицией госпожи Локшиной относительно избыточности поправок не поспоришь.

За Бутину

© facebook.com/mvbutina // Мария Бутина

Но не могли же в Минюсте не знать о действующей норме? Конечно же не могли, так как сами её и регистрировали. Но так и речь идёт не о бюрократии, а о чистой политике.

О том, что Россия так или иначе отреагирует на явно недружественные акты США говорилось уже много, но похоже, что конкретно данное решение стало ответом на арест российской гражданки Марии Бутиной как раз за деятельность в качестве иностранного агента в интересах России без соответствующей регистрации. Слишком уж «в рифму», чтобы быть простым совпадением.

С тем, что так или иначе «отзеркалить» ситуацию с арестом Бутиной было нужно, согласен политолог и политтехнолог Анатолий Вассерман, правда знаток тут же поспешил успокоить либеральную общественность.

«Решения Министерства юстиции, равно как и любого другого органа исполнительной власти, могут быть оспорены в суде, — напомнил он. — Потому речь идёт не о том, чтобы что-то запрещать, а возможности оперативно нейтрализовать откровенно враждебную к нашей стране деятельность той или иной НКО. Понятно, что потом будут суды, с решениями, кстати, не обязательно в пользу министерства, как бывало не раз, но здесь тот же случай, что и с сайтами: сейчас Роскомнадзор может блокировать сайты с опасным для детей контентом — все формальности отходят на второй план, если ресурс рассказывает, например, о наркотиках, его нужно срочно закрывать».

Между тем, как стало известно News.ru, в эти же дни в Общественной палате РФ состоялась дискуссия о том, что делать со СМИ, работающими в интересах иностранных государств. Ранее инициативы контроля таких изданий звучали на уровнях ниже, но поддержки не находили…