Войти в почту

Первая в России предвыборная кампания: как в 1991 году агитировали за президента

12 июня 1991 года в РСФСР, еще входящей в состав Советского Союза, прошли первые выборы президента России. Решение ввести этот пост приняли во время всенародного референдума, который провели 17 марта 1991 года. «360» вспоминает, как проходила первая предвыборная кампания и к каким методам агитации прибегали кандидаты. На первых выборах вместе с главой государства выдвигали вице-президента . Их кандидатуры вместе вписывали в единый пункт бюллетеня. Президент избирался на пять лет. В 1993 году срок сократили до четырех лет, но с условием, что избранный президент пробудет в должности первоначальное количество времени. Поэтому следующие выборы прошли в 1996 году, а не годом ранее. В 2008 году срок управления страной увеличили до шести лет. Претендентом на президентское кресло был председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин. Кандидат был беспартийным, хотя его поддерживал блок «Демократическая Россия». В качестве вице-президента выдвигался Александр Руцкой. Его соперниками оказались основатель Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС) Владимир Жириновский, представители КПСС Николай Рыжков и Альберт Макашов и беспартийные Аман Тулеев и Вадим Бакатин. Во время первого тура Ельцин и Руцкой победили, набрав 57,3%. Рыжков получил 16,85% симпатий избирателей, Жириновский — 7,81%, Тулеев — 6,81%, Макашов — 3,74% а Бакатин 3,42%. Против всех проголосовали чуть менее 2% избирателей, а недействительными оказалось почти такое же количество бюллетеней. В выборах приняли участие около 79,5 миллиона жителей страны. 10 июля Борис Ельцин принес присягу и стал первым российским президентом. Особенности кампании Об особенностях президентской кампании 1991 года «360» поговорил с политтехнологами и политологами. По словам председателя совета директоров первой российской PR-компании «Никколо М» Игоря Минтусова, та кампания была не только первой, но и самой скоротечной в истории страны. О дате выборов объявили за две недели, поэтому ни один из кандидатов не смог провести ее полномасштабно. Причин было три: отсутствие времени, опыта и профессионалов-политтехнологов Руководитель политической экспертной группы, политолог Константин Калачев вспоминает: «В то время начальниками предвыборных штабов, как правило, назначали знакомых или соратников. Проще всех, пожалуй, было Владимиру Жириновскому. Во-первых , он сам себе режиссер. Во-вторых , он был одним из двух основателей ЛДПСС, которая позднее стала ЛДПР. Соратники по партии и вошли в его штаб». Президент Академии политической науки Александр Чумиков отметил, что первые компании, предлагающие услуги политического пиара, появились в конце 1980-х годов. Некоторый опыт их сотрудники получили во время выборов в Верховный совет (ВС) в 1989 году, поэтому к президентским выборам пиарщики подошли уже с некоторым багажом знаний. На выборах 1991 года не было очевидных фаворитов. «Даже при всей тогдашней популярности Ельцина. Например, на выборы в ВС в 1989 году он не прошел, место ему уступил депутат Алексей Казанник. А в первом туре следующих выборов Ельцин вообще проиграл Зюганову. Поэтому политтехнологическая работа реально была направлена на победу того или иного кандидата», — рассказал Чумиков. Калачев запомнил первые выборы идеологизированными. Ведь помимо избрания главы государства стоял вопрос о том, сохранять ли устои СССР. Широкому спектру консервативных кандидатов от КПСС противостоял реформатор Ельцин. И, по сути, решался вопрос, проводить ли реформы в стране. «Поэтому на первый план вышла не борьба политтехнологий, а борьба идей и личностей. Качество агитационно-пропагандистских материалов мало кого волновало. Например, у Ельцина тогда были явные имиджевые проблемы, но это не помешало ему победить с большим отрывом», — уточнил эксперт. Агитация В 1991 году инструменты агитации сильно отличались от современных. Помимо встреч с кандидатами широко использовались листовки, плакаты и неформальные каналы коммуникации, такие как «сарафанное радио». По воспоминаниям Минтусова, президентская кампания 1991 года слилась в совокупность встреч, которые каждый кандидат проводил со своими избирателями. Очень уж короткий срок был оставлен для предвыборной агитации, поэтому времени придумать что-то особенное ни у кого не было. Главной задачей стало распространение информации. Все кандидаты старались провести как можно больше встреч с избирателями. «В основном использовалась прямая коммуникация. Сейчас большинство кандидатов не соберут площадь или огромный зал избирателей. А тогда это было. Еще был метод „от двери к двери“, когда агитаторы ходили по квартирам и убеждали голосовать за кандидата. Сейчас это бессмысленно и бесполезно: интернет позволяет охватить гораздо больше избирателей», — добавил Чумиков. Недопустимые методы и «черный пиар» Законодательство тогда не было достаточно отрегулировано, пояснил Чумиков. Поэтому недопустимые методы агитации были и в большом количестве. Например, часто плакатами или листовками с изображением кандидатов заклеивали замочные скважины. Чтобы попасть в нее ключом, так или иначе приходилось читать текст листовки. «Никакого „черного пиара“ нет, это выдумка журналистов. Есть правдивая информация о претенденте, а есть ложь, которая распространяется. Поэтому главная задача для контролирующих выборы органов — реагировать на жалобы кандидатов, которые говорят, что о них распространяется недостоверная информация», — заявил Минтусов. Он пояснил, что «черный пиар» в России — это информация, которую кандидат не хочет слышать о себе, некая наивная и даже забавная позиция. Например, если о кандидате говорят, что у него есть недвижимость за рубежом, и она правда есть, а кандидат об этом слышать не хочет, он заговаривает о «черном пиаре». В 1991 году методы очернения конкурентов не использовались из-за нехватки времени и отсутствия опыта проведения избирательных кампаний. Политическая борьба была не такой острой, как в середине , когда кандидаты уже осознавали, за что борются, и политтехнологи использовали в числе прочих и неэтичные методы. «Очень много очерняющих инструментов использовалось против Ельцина. Но все они дали обратный эффект. Это было время тотальной непопулярности власти. Поэтому любой, кто власти не нравился и ей преследовался, становился популярным у электората», — считает Калачев. Он добавил, что в обществе был запрос на человека, который бросит вызов власти КПСС. Этим воспользовался Ельцин, сделав ставку на контрпозиционирование: обозначил себя как реформатора, главного оппонента Горбачева, врага 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС и противника Компартии. Оценка предвыборной кампании 1991 года Минтусову сложно представить иной ход кампании при отсутствии опыта и времени. Это, по сути, была генеральная репетиция выборов. Потому что первые действительно конкурентные выборы состоялись уже в 1996 году. Тогда за полгода в борьбу вступили две серьезные политические силы, за каждой из которых стояла солидная доля электората, финансов и других ресурсов. А тогда никто не осознавал, какие огромные ресурсы получит кандидат, который победит, и в выборы не вкладывали огромные деньги. «Это были первые выборы, когда большинство кандидатов, политиков, политических консультантов были, если так можно выразиться, „девственно чисты“. Это было их первая кампания, первый опыт», — уточнил он. С одной стороны, Чумиков оценил кампанию 1991 года как «детство демократии». Но были, по его мнению, и негативные моменты. В частности, все кандидаты, включая Ельцина, слишком вольно давали обещания. Но в стране не было денег, и 99% обещанного выполнить было нереально. «Во внимание принимались не личностные или деловые качества кандидата, не результаты работы, а его идейная позиция. Сейчас все совсем не так. Теперь люди судят не по словам, а по делам. А тогда мало кто понимал, что принесут с собой реформы и как будет выглядеть страна в будущем», — пояснил Калачев. Выборы 1991 года проходили в условиях тотального дефицита и низкого уровня жизни. Многие люди верили, что если победит КПСС и Россия «встанет на другие рельсы», то и жизнь наладится сама собой. «Голосование за Ельцина было голосование против пустых полок, бедности, власти партийных начальников, а не за его плакаты или листовки. Та политическая жизнь была простой: за или против, черное или белое, без полутонов. Сейчас люди стали разборчивее и инструментарий политологов и пиарщиков, соответственно, стал обширнее и изощреннее», — заключил Калачев.